«ЛЮБОВЬ МЕРТВЕЦА» (1841).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 25 (альбом М.А. Бартеневой), датированный Л. «Марта 10–го 1841»; черновой автограф хранится в РНБ, Собр. рукоп. Л., № 11, л. 2– 2 об. (альбом Л.). Впервые опубликовано с купюрами в альманахе «Утренняя заря» (СПб., 1842, — С. 44–46).
Написано в Санкт-Петербурге весной 1841 г. В черновых автографах употреблено несколько вариантов заглавия «Новый мертвец», «Живой мертвец», «Влюбленный мертвец». Название «Любовь мертвеца» указывает на дистанцирование авторской позиции от сознания лирического героя. Традиционно данное ст. связывается с французским поэтическим источником — «Le Mort amoureux» («Влюбленный мертвец», 1839) А. Карра, а также с произведением Д.В. Веневитинова «Завещание» (1826). Следует учитывать произведения Л., написанные ранее «Письмо» (1829), «Настанет день — и миром осужденный…» (1831).
Если в указанном ст. Веневитинова и в ранних произведениях Л. лирический герой только обращен в сферу предвосхищаемого будущего, то в ст. «Любовь мертвеца» он пребывает в загробной сфере. Возникает онтологическая граница между трансцендентным и земным миром, связь с которым сохраняется на уровне мирочувствования лирического героя, что придает тексту обостренность и драматизм. Ключевой проблемой произведения становится изображение страстного мирочувствования героя.
Произведение Л. построено на основе антитез оплотненного мировосприятия души и сферы «покоя и забвения». Герой не отрицает ни «прелесть бестелесных», однако ему, тоскующему по чувственной земной полноте, они не достаточны. Земное бытие становится необходимым условием осуществления идеала для души, сохраняющей весь спектр земных чувств. Душа соотносит себя с земным прошлым и настоящим. Происходящее на земле отзывается в душе с обостренностью вечности. Заклинания, обращенные к земной возлюбленной, подчеркивают стремление преодолеть онтологическую границу. Неупокоенность приносит герою страдание, рефлексию, что не позволяет ему обрести духовную целостность. Мир в восприятии героя разорван на «рай святой», собственное мытарство и земное бытие. В вечность герой переносит то, что составляло смысл его земной жизни. Не только память о вечности на земле, но устремленность к земному миру из вечности становятся характеристиками поэтического мира Л.
Лит. 1) Висковатов П.А. Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. – М. Современник, 1987. – 494 с.; 2) Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. – СПб. Алетейя, 2008. – 298 с.; 3) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – Л. Ленинградское отделение Изд-ва АН СССР, 1961. – 370 с.
Г.В. Косяков