«МОГИЛА БОЙЦА» (1830).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21, т. XX, л. 18 об. – 19. Впервые опубликовано в 1862 году в Берлине в «Стихотворениях М.Ю. Лермонтова, не вошедших в последнее издание его сочинений» (С. 20–21).
Ст. «Могила бойца» (1830) написано вскоре после создания ст. «Новгород», во время холерных эпидемий и бунтов. В августе-сентябре 1830 г. вспыхнула холера в Поволжье («Чума в Саратове»). В ст. «Могила бойца» тема борьбы за свободу переходит в размышления о смерти. Подзаголовок «дума» соотносит это ст. с думами К.Ф. Рылеева (1821–1825) [6].
Дума Л. состоит из семи строф: первая строфа — зачин, во второй-пятой строфе создается образ славянского воина, последние две строфы посвящены размышлениям о смерти и смысле жизни воина. Думы Рылеева создавались на основе исторических песен, но отличались общими композиционными схемами и внешней обрисовкой романтического героя. Дума Л. «Могила бойца» также строится по общей композиционной схеме: описание места действия — описание героя. Но, в отличие от Рылеева, дума Л. завершается не утверждением подвига героя, а размышлением о смысле жизни, т.о., поэт переводит читателя в философский план.
Главным мотивом ст. является белый цвет: это цвет освобождения от жизни, цвет смерти. «Седые кудри» воина «белы, как пена волн», его щеки «бледны». При жизни воина он вызывал у врагов страх: «лик врагов бледнел». Но после смерти его уже никто не боится: «червь, движенья не боясь, ползет через чело», «пустынные орлы» слетаются на его курган. Вопрос «на то ль он жил и меч носил» вносит сомнение в концепцию жизни воина как победителя смерти. И даже поэт, по мысли Л., не может сделать бессмертным героя: «Но песнь – все песнь, а жизнь — все жизнь». Последняя строка «Он спит последним сном» возвращает нас к первой строке ст., композиционный круг обозначает замыкание модели мира героя в земное пространство.
М.К. Азадовский предполагает, что создание этого произведения связано с замыслом Л. написать поэму о Мстиславе [1]. В 1831 г. Л. задумал трагедию времен татарского нашествия «Мстислав Черный».
Ст. «Могила бойца» иллюстрировал В.М. Конашевич, оно было положено на музыку следующими композиторами: это Д.С. Васильев-Буглай, Ю. М. Александров, В. М. Иванов-Корсунский и др. [7].
Лит.: 1) Азадовский М.К. Фольклоризм Лермонтова // ЛН. Т. 43– 44. — С. 229; 2) Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. 4-ое изд. – М.: Худ. лит., 1977. — С. 227–228; 3) Нейман Б. В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 440; 4) Розанов И. Лермонтов — мастер стиха. — М.: Советский писатель, 1990. — С. 52– 53; 5) Турбин В., Усок И. Трагедия гордого ума // Вопросы литературы, 1957. — № 4. — С. 89–90; 6) Фризман Л.Г. «Думы» Рылеева // Рылеев К. Ф. Думы. Изд. подгот. Л. Г. Фризман. — М., Наука, 1975. — С. 171–226.; 7) Лермонтов в Музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.
Е.А. Федорова (Гаричева)