«МОЙ ДОМ» (1830–1831?).
Автограф неизв. Копия хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21, т. XX, л. 19 об.–20). Впервые опубликовано в 1889 г. в журнале «Северный вестник» (№ 3, отд. 1. С. 88).
Ст. «Мой дом» (1830-1831) относится к духовной лирике поэта. В.Н. Аношкина отмечает, что Бог был «единственным его собеседником» [1].
Композиция ст. двухчастна: первая часть рисует модель космоса, вторая часть — модель микрокосмоса — душу человека. В первой части характеристиками вселенской модели становится «небесный свод», «звуки песен», говорится о том, что «до самых звезд он кровлей досягает», «от одной стены к другой» этого «дома» измеряется путь «не взором, но душой». Духовная составляющая этого мира — «искра жизни».
Во второй части идет речь о человеке как творении Божьем: «И Всемогущим мой прекрасный дом / Для чувства этого построен». Главным в человеке является «чувство правды в сердце», «святое вечности зерно». Это образ Божий, который делает человека не конечным земным существом, а определяет его существование в вечности: «Пространство без границ, теченье века / Объемлет в краткий миг оно». В заключительных строках ст. звучит тема страдания и покоя: «И осужден страдать я долго в нем / И в нем лишь буду я спокоен». Покой здесь следует понимать как духовное состояние — пребывание в Боге. Духовное значение «покоя» в ст. «Парус» отмечал В.А.Котельников [2].
По жанровой форме благодаря четкому строфическому делению близко стансам, носит следы поэтического экспериментаторства (необычное нарушение чередования муж. и жен. рифм в соседних строфах) [1].
Лит.: 1) Аношкина В.Н. Звездный мир поэзии М.Ю. Лермонтова // «Мой гений веки пролетит…». К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Воспоминания, критика, суждения. — Пенза: Лермонтовское об-во, 2004. — С.134; 2) Аринштейн Л.М. «Мой дом» // ЛЭ. — С. 283; 3) Котельников В. А. «Покой» в религиозно-философских и художественных контекстах // Русская литература. 1994. — № 1. — С. 3-41.
Е.А. Федорова (Гаричева)