«МОЛИТВА» («В МИНУТУ ЖИЗНИ ТРУДНУЮ…») (1839).
Автограф неизв. В первом и единственном прижизненном издании — «Стихотворениях» Л. 1840 г. — датировано 1839 гг. Впервые опубликовано в журнале «Отеч. зап.» (1839, №11, отд. III, С. 272).
Творческая история «Молитвы» известна благодаря воспоминаниям фрейлины русского императорского двора, мемуаристки А.О. Смирновой-Россет и ее дочери, О.Н. Смирновой. По словам А.О. Смирновой-Россет, «Молитва» написана Лермонтовым для княгини М.А. Щербатовой: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи» [4; 283]. О.Н. Смирнова, вероятно, со слов матери, сообщает об обстоятельствах создания «Молитвы» следующее: «Его стихи «Молитва» посвящены княгине Щербатовой, урожденной Штерич <…>, они написаны вот по какому случаю: княгиня Щербатова его (Л. — Г.Б.) спросила (он за ней ухаживал), молится ли он когда-нибудь? Он жаловался, что ему грустно, это было при Смирновой. Он отвечал, что забыл все молитвы. Смирнова сказала ему: «Какой вздор, а молитва успокоит вашу грусть, Лерма». (Его так звали все близкие знакомые <…>). «Неужели вы забыли все молитвы, — спросила княгиня Щербатова, — не может быть!» Александра Осиповна сказала княгине: «Научите его читать хоть Богородицу». Княгиня Щербатова тут же прочла Лермонтову «Богородицу». К концу вечера он написал стихи, всем известную «Молитву», и показал Смирновой; она сказала ему, что стихи дивно хороши и что следует их переписать и поднести княгине (она была тогда уже вдовой)» [7; 294–295].
Трудно сказать, какая именно молитва была произнесена княгиней Щербатовой для Л. Возможно, М.А. Щербатова напомнила поэту одну из наиболее почитаемых, возникших в первые века христианства молитв — «Богородице, Дево, радуйся»: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; Благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»[8; 55].
Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк. 1, 28–31; Мф. 1, 18–25). Слова радуйся, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах взяты из приветствия Архангела Гавриила, когда он возвещал Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее по плоти Сына Божия (Лк. 1, 28). Благодатная — значит, исполненная благодати, милости от Бога. Слова Благословенна Ты в женах означают, что Пресвятая Дева Мария, как Матерь Божия, прославлена более всех других жен (Лк. 1, 42; Пс. 44, 18). Слова благословен Плод чрева Твоего взяты из приветствия праведной Елисаветы, когда Святая Дева Мария после благовещения пожелала ее посетить (Лк. 1, 42). Плод чрева Твоего — Сын Божий Иисус Христос [2].
По мнению игумена Нестора, «строки А.О. Смирновой раскрывают Лермонтова с необычной стороны, с той стороны, которую поэт тщательно скрывал от посторонних глаз. Из слов экс-фрейлины императрицы становится очевидным тот факт, что Л. не культивировал в себе состояние тоски и грусти, нисколько не услаждался им. Напротив, мучился им, искал пути его преодоления, откровенно признавался в нем близким людям, прислушивался к их советам»[5; 262]. В «Молитве» Л. с психологической и поэтической проникновенностью передано состояние душевной просветленности, контрастно противопоставленное «трудной минуте жизни». Молитва была ниспослана поэту как утешение. «И верится, и плачется, и так легко, легко…» — эти строчки мог написать только человек, реально испытавший прикосновение десницы Божией к своей душе. <…> Стихотворение «Молитва» содержит в себе скрытое радостное удивление автора тому, что Господь гораздо ближе к его душе, чем ему это представлялось» [5; 263]. Присутствие Бога ощущается не разумом, а чувством, душою человеческой. Звуки молитвенных слов услышаны Небом — и страдающая душа исцелена «силой благодатной», избавлена от боли, она обретает мир и покой.
Возможны и иные предположения, объясняющие создание ст. Л. Монах Лазарь (Афанасьев), анализируя историю создания «Молитвы», отметил то, что она была написана удивительно легко, «будто поэт просто вспомнил ее и записал. Пришли и встали на место слова, исполненные чудесной легкости и светлого чувства» [9; 103]. Он упоминает об интересном и значительном факте: «<…> очень любил это стихотворение Л. оптинский старец преподобный Варсонофий. <…> Он считал, что в «Молитве» Л. речь идет об Иисусовой молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». <…> А «Делание» (постоянное чтение) Иисусовой молитвы свидетельствует о глубине веры» [9; 103].
«Молитва», созданная Л., произвела особое впечатление на В.Г. Белинского: «Как безумный, твердил я и дни и ночи эту чудную молитву…» — писал он 9 февраля 1840 г. В.П. Боткину [1; 305]. Императрица Александра Федоровна внесла строки «Молитвы» Л. в свою записную книжку — значит, своим неповторимо дивным звучанием, светлой, задушевной и теплой верой ст. было близко ей. «Может быть, у Императрицы это было связано с ее личными переживаниями по поводу смерти отца — прусского короля Фридриха Вильгельма III», — отмечает М.Ф. Дамианиди [3; 33], поэтому ей была понятна «трудная минута жизни» и путь ее преодоления.
Д.Н. Овсянико-Куликовский считал, что молитвенная лирика соответствовала Л. потому, что он был человеком особого психологического склада. Его поэтический гений, выразившийся в создании стихотворных молитв, спасал его от впечатлений действительности, утолял его «душевные муки», а «благотворное действие лирики в особенности в формах словесной и музыкальной, — на омраченную, мятущуюся и тоскующую душу — факт искони известный, — отмечал ученый. — Лермонтов хорошо знал <…> целебную силу лирики, лиризма, умиротворяющего и просветляющего душу» [10; 140]. Обращение к христианской молитве помогало процессу творчества Л., т.к. происходило очищение души, она обретала новые силы — такой вывод можно сделать из размышлений Д.Н. Овсянико-Куликовского [10; 140].
Справедливо и логично суждение лермонтоведа И.П. Щеблыкина, автора одного из последних — по времени создания — комментариев к «Молитве»: ст. «В минуту жизни трудную» «указывает на органичность для мятежного, протестующего духа поэта другой его стороны — веры в «молитву чудную», в возможность светлого, разумного устроения жизни при условии ее соответствия идеалам доброты, любви и совершенства» [6; 603].
Лит.: 1) Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. — Т.9. Письма 18291848 годов. — М.: Худ. лит, 1982. — С.305; 2) Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. — Минск, 1992; 3) Дамианиди М. «В минуту жизни трудную…». — Пятигорск, Северокавзказское изд-во МИЛ, 2012. — С. 32–34; 4) Жижина А.Д. «Молитва» («В минуту жизни трудную») //ЛЭ. — С. 283; 5) Игумен Нестор (Кумыш). Был ли Лермонтов религиозным человеком?// М.Ю. Лермонтов и православие. Сб. статей о творчестве М.Ю. Лермонтова. — М.: Изд. дом «К единству!», 2010. — С. 234–265; 6) Лермонтов М.Ю. Русская мелодия. Поэзия, драматургия, проза / Сост., вступит. ст. и примеч. И.П. Щеблыкина. — М.: Парад, 2007. — С. 603; 7) М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Худ. лит., 1989. — 672с.; 8) Молитвослов. /Сост. Н.А. Фомина. — Минск: Книжный Дом, 2006; 9) Монах Лазарь (Афанасьев). Парус одинокий // М.Ю. Лермонтов и православие. Сб. статей о творчестве М.Ю. Лермонтова. — М.: Изд. дом «К единству!», 2010. — С. 53–118; 10) Овсянико-Куликовский Д.Н. М.Ю. Лермонтов. К столетию со дня рождения великого поэта. — М.: КН-ВО «Прометей» Н.Н. Михайлова, 1914. — С. 138–140; 11) Очман А.В. Женщины в жизни М.Ю. Лермонтова. — М: «Гелиос АРВ», 2008. — С. 149–164; 12) Православный молитвослов. Псалтирь. — М.: Приход храма Святаго Духа сошествия, 2006; 13) Пресвятая Богородица: Заступница и спасительница/ [Авт-сост. О.Глаголева]. — М.: ЭКСМО, 2011. — 190с.; 14) Смирнова-Россет А.О. Дневник. Воспоминания. — М.: Наука, 1989.
Г.Б. Буянова