«Н. Ф. И.... ВОЙ» («ЛЮБИЛ С НАЧАЛА ЖИЗНИ Я…») (1830).
Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, т. 127, № 11, отд. I, с. 250 под заглавием: «М. Ф. М…вой».
Ст. считается первым в составе т.н. «ивановского цикла». Оно представляется своеобразной «экспозицией» того сложного, психологически противоречивого лирического «романа», который оформляется в целом ряде произведений Л. 1830– 1831 гг.: «Н. Ф. И.», «Романс к И…», «К ***» («Всевышний произнес свой приговор…»), «Когда одни воспоминанья…», «К чему волшебною улыбкой…», «1831-го июня 11 дня», «Не удалось мне сжать руки твоей…», «Видение» («Я видел юношу: он был верхом…»). Поэтическое обращение к возлюбленной строится здесь как признание в глубоко скрываемых переживаниях, которые не в силах понять равнодушные «счастливцы»; лишь истинно любящая душа способна сблизиться с душой поэта.
В поэтической исповеди лирического героя ст. последовательно сменяют друг друга характерные для юношеской лирики Л. мотивы одиночества, избранничества, ощущения собственного поэтического дара как знака свыше и одновременно как проклятия. Двойственен образ возлюбленной: мечты поэта наделяют ее способностью к пониманию и сочувствию, однако реальность оказывается психологически более сложной: «взор спокойный, чистый» не может провидеть того, что происходит в глубинах души; «неясные мечты» представляются плодом больного разума, «вздорного» желания — и единственной возможностью для лирического героя /самосознающего «Я» Л. остается уединенное познание собственной души.
Однако этот процесс лирического самопознания, отделяющий лермонтовского человека от всех остальных людей, даже в этом юношеском ст. оказывается не бесплодным. Герою дано почувствовать истинную цель бытия, он провидит в жизни наличие «чего-то тайного», «…чего даны в залог / С толпою звезд ночные своды», ему дано устремиться «к тому, что обещал нам Бог» [I; 79], хотя это интуитивное прозрение высшей цели бытия и не может быть познано при жизни человека в абсолютной ясности и полноте, — что и становится причиной трагического звучания последней строфы ст.
При первой публикации инициалы, по предположению И.Л. Андроникова, были изменены по просьбе самой Н.Ф. Ивановой, которая опасалась, что будет раскрыт истинный адресат ст.
Лит.: 1) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Худ. лит., 1967. — С. 119; 2) Гинзбург Л.Я. О лирике. — Л., Наука 1974. — С. 154; 3)Дурылин С. На путях к реализму // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С.165–166; 4) Щемелева Л.М. «Н.Ф. И…вой» // ЛЭ. — С. 345.
Т.А. Алпатова