«НАПОЛЕОН (ДУМА)» («В НЕВЕРНЫЙ ЧАС, МЕЖ ДНЕМ И ТЕМНОТОЙ…») (1830).

Автограф (черновой) — ИРЛИ, тетр. VI. Копия — ИРЛИ, тетр. XX; сделана с более позднего автографа. Впервые опубликовано: «Русская мысль», № 11, с. 152–154, с искажениями.

Ст. входит в «наполеоновский цикл» лирики Л. (см.: «Наполеон» (1829), «Эпитафия Наполеону» (1830), «Святая Елена» (1831), «Воздушный корабль» (1840), «Последнее новоселье» (1841)).

Романтизируя образ Наполеона, Л. окружает его оссианическим колоритом, романтическая противоречивость, дисгармоничность которого созвучна тем противоречиям, которыми была полна душа Наполеона при жизни и которыми окрашена память о нем после смерти. Тень Императора появляется «В неверный час, меж днем и темнотой»; его облик смутен и загадочен, лишь «шляпа» и «две руки, сложенные крестом» заставляют узнать в странном призраке тень Наполеона (в его своеобразном «портрете» Л. перефразировал стихи из VII главы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Под шляпой, с пасмурным челом, / С руками, сжатыми крестом…»).

Доминанта образа Наполеона в этом ст. — мотив противоречивости самой души героя, «внутренней войны», которая определяет его существо. Призрак «чужд страстей», но все равно он «полон прежних дум», его душа, при всей противоречивости, верна себе («Он тот же все…»), — и эта неподвижность обращает мысль поэта к идее неизменности истинного величия: и в бурной судьбе Наполеона, и в вынужденном покое ссылки, и после смерти герой остается самим собой.

Лит.: 1) Вольперт Л.И. «Отмеченный божественным перстом…»: Наполеоновский миф Лермонтова и Стендаля // Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. — Тарту: Тартусск. ун-т., 2010. — С. 176– 194; 2) Шагалова А.Ш. Тема Наполеона в творчестве М.Ю. Лермонтова // Уч. зписки МГПИ им. В.И. Ленина. 1970. — Вып. 389. — С. 194–218.

Т.А. Алпатова