«НАПОЛЕОН» («ГДЕ БЬЕТ ВОЛНА О БРЕГ ВЫСОКОЙ…») (1829).

Автограф — ИРЛИ, тетр. II. Впервые в отрывках опубликовано: «Русская мысль», 1881, № 11, с. 152; полностью – Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 362–364.

Ст. входит в «наполеоновский цикл» произведений Л. (см.: «Эпитафия Наполеону» (1830), «Наполеон. Дума» (1830), «Святая Елена» (1831), «Воздушный корабль» (1840), «Последнее новоселье» (1841)), центральные мотивы которого, определившие интерес юного поэта к фигуре Наполеона, — судьба и слава, ощущение таинственной избранности, определившей взлеты и трагические падения на жизненном пути Наполеона, делало его личностно близким лирическому «я» Л., поэтому наполеоновский миф оказывается важным в становлении не только историко-политической мифологии, но и лирического самосознания поэта. В формировании этого мифа Л. большое значение имело влияние пушкинской традиции (ср.: «Наполеон», 1821; фрагмент «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», 1824; «К морю», 1824; «Герой», 1829).

Знаки оссианической традиции, определяющие пейзаж ст., сближают его с одним из продуктивных направлений в развитии русской элегии («Но вот полночь свинцовый свой покров / По сводам неба распустила <…>», «И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон <…>» [I; 45]). Центральное место в композиции ст. занимает монолог лирического героя — «возвышенного, но юного» певца с арфой, его элегическая песнь, посвященная памяти Наполеона. Построение песни определяют последовательно возникающие риторические вопросы — отражение непостижимых тайн судьбы героя: «Зачем он так за славою гонялся? / Для чести счастье презирал? / С невинными народами сражался? / И скипетром стальным короны разбивал?..» [I; 46]. Образ Наполеона-изгнанника, печально угасавшего на острове Святой Елены, а также встающая из могилы тень вводят в ст. мотив посмертного успокоения и возвышения героя: теперь он в мире, где «нет ни почестей, ни счастия, ни рока!», он окончательно ушел от людей, стал «выше» всего земного мира; этим романтическим мотивом завершается ст. Л.

Лит.: 1) Вольперт Л.И. «Отмеченный божественным перстом…»: Наполеоновский миф Лермонтова и Стендаля // Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции. — Тарту: Тартусск. ун-т, 2010. — С. 176– 194; 2) Шагалова А.Ш. Тема Наполеона в творчестве М.Ю. Лермонтова // Уч. зписки МГПИ им. В.И. Ленина, 1970. — Вып. 389. — С. 194–218.

Т.А. Алпатова