«НАСТАНЕТ ДЕНЬ — И МИРОМ ОСУЖДЕННЫЙ…» (1831).
p. Автограф: беловой — ИРЛИ, тетрадь IV. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» (1859, № 7, отд. I, с. 49). Ст. юношеского периода, написано в жанре любовной элегии. Герой в своем сознании аналитически подходит к любовному чувству, отмечая своеобразные вехи в его развитии. Прошлое — это воспоминания о былых муках открывшего когда-то «таинственную душу» любимому человеку, настоящее — осознание единства двух сердец, которых «смерть не разрознит». В будущем же предрекается не райское наслаждение, а неизбежное мщение той, которая «неправедным укором и речью клеветы» оскорбит тень прошлого. Такой поворот темы в финальной части ст. иллюстрирует характерные для юношеских стихов Л. переживания непостоянства и ветрености коварной женской натуры. Однако в данном произведении поэт выходит за рамки любовной тематики. Грядущая смерть рисуется как особая «страна», где нет притворства и царствует искренность. Подобное вплетение философско-нравственных мотивов в контекст определенной темы (в данном случае — любовной) является свидетельством разностороннего мироощущения Л. в ранний период, что наблюдается и в других произведениях. В ст. «Послушай! вспомни обо мне…», «Романс к И…», «Из Андрея Шенье», «Не смейся над моей пророческой тоскою…», др. прокламируется идея изгнанничества из мира «хитрой вражды» и неотвратимости скорой гибели в нем. Финал ст. перекликается с концовкой ст. Д. В. Веневитинова «Завещание».

Лит.: 1) Вацуро В.Э. «Ирландские мелодии» Томаса Мура в творчестве Лермонтова // Русская Литература, 1965. — № 3. — С. 184– 192; 2) Кирпотин В. «Неведомый избранник» // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. — Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 24; 3) Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973. — С.36–37; 4) Пейсахович М. А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 437; 5) Эйхенбаум Б.М. Лермонтов как историко-литературная проблема // Атеней. Историко-литературный временник. — Кн. 1–2. — Л.: АН СССР, 1924. — С.58–59.

А.О. Тихомирова