«НА КАРТИНУ РЕМБРАНДТА» (1830–1831).

Автограф неизв. Авторизов. копия — ИРЛИ (тетр. XX). Впервые — «Библиотека для чтения», 1845, № 1, отд. 1, с. 6–7.

Ст. написано под впечатлением от увиденной картины голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606– 1669) «Титус в монашеском платье» (1660, масло, холст, Амстердам, Государственный музей Рейксмузеум). Рембрандт создал портрет своего восемнадцатилетнего сына в одежде францисканского монаха: коричневый капюшон, теплый живой взгляд опущенных глаз, фон во мраке, из которого едва выступает стена и куст. С помощью света художник притягивает взгляд зрителя к лицу юноши, погруженного в свои мысли.

Для Л. Рембрандт — это «мрачный гений», понимающий «порыв страстей и вдохновений». Поэт пытается в духе романтической байронической традиции разгадать тайну «надменного взгляда» юноши, который «горит» «тоской, сомненьем». В ст. есть прямая отсылка к Дж. Байрону и Гяуру, герою его одноименной поэмы, ставшему монахом еще в молодости («То не беглец ли знаменитый / в одежде инока святой? Быть может тайным преступленьем / Высокий ум его убит») [I; 278]. Пытаясь понять кто перед ним, Л. делает правильное предположение (Быть может, ты писал с природы): Рембрандту позировал его сын Титус. По мастерству и силе передачи чувств и страстей Байрон в поэзии, и Рембрандт в живописи для Л. равнозначны. В последних строчках поэт бросает упрек «бездушным» с «холодным взором», которым никогда не проникнуть в тайны искусства.

Картина «Титус в монашеском платье» находилась в коллекции графа А.С. Строганова, в его художественной галерее в Санкт-Петербурге. В связи с этим существует спорный вопрос о датировке ст. По расположению в тетради дату написания относят к 1830–1831 гг., когда Л. жил в Москве. Увидеть же картину поэт мог в Петербурге, но приехал он туда лишь в августе 1832 г. М. Ваняшовой была сделана попытка передатировать ст., а Л. Гроссман высказал предположение, что в начале 1830-х гг. картина могла находиться в Москве. По мнению Э. Найдича, представление об этой картине можно было получить через копию или из иллюстрированного печатного описания галереи (на французском языке): «Collection d’estompes d’apres a quelques tableaux de la Galerie de son exc. m-r le compte A. Stroganoff . St-Petersbourg» (1807), где воспроизведена гравюра этой картины под названием «Молодой монах-капуцин в высоком капюшоне». Также вводит в заблуждение фраза: «Или в страдальческие годы / Ты сам себя изображал?» Известно, что молодость Рембрандта была безбедной и счастливой, потери и страдания обрушились на него уже в зрелом возрасте, тогда как на картине изображен юноша. Э. Найдич считает, что под «страдальческими годами» «совсем не обязательно <…> предполагать время старости Рембрандта: Л., как это было ему свойственно, вообще наделял адресатов и прототипов своих произведений чертами собственной личности» [4]. В данном случае он имел в виду молодого человека, а не Рембрандта.

Е.А. Ковалевская выразила сомнение в том, что Л. мог видеть именно эту картину [5]. Но документально известно, что в коллекции графа А.С. Строганова были только две работы голландского художника: «Пророк Иеремия, оплакивающий гибель Иерусалима» и портрет «Титус в монашеском платье», обе были проданы заграницу в начале XX в. К тому же Л. достаточно точно описывает картину («лик полуоткрытый», «одежда инока», «все темно вкруг», «взгляд его горит»). Существование другого портрета монаха, написанного Рембрандтом, не известно.

Л. восхищала метафизика света голландского художника (все самое важное (лицо, руки) он выделяет светом, все несущественное — в полумраке). Рембрандтовские традиции: его художественную манеру, колорит, решение светотени, можно обнаружить не только в живописи поэта («Предок Лерма», «Испанец в белом кружевном воротничке», «Испанец с фонарем и католический монах», портрет В. Лопухиной в костюме испанской монахини), но и в художественном творчестве (портреты в «Княгине Лиговской», «Вадиме»).

Лит.: 1) Ваняшова М.Г. Лермонтов и Рембрандт // Проблемы русской литературы. — Ярославль: Рыбинский дом печати, 1968. — Вып. 2. — С. 269– 287; 2) Гроссман Л.П. Лермонтов и Рембрандт // Ученые записки Моск. гор. пед. ин-та. — М., 1946. — Т. 7. — С. 61–74; 3) Врангель Н.Н. Лермонтов — художник // Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 тт. — СПб.: Императорская Академия наук, 1913, — Т. 5. — С. 210–217; 4) Найдич Э. Примечания // М.Ю. Лермонтов. Полн. собр. соч.: В 2-х т. Л.: Совесткий писатель, 1989. — Т. 1. — С.651–652; 5) Ковалевская Е.А. Рембрандт // ЛЭ. — С.465.

М.А. Дорожкина