«НЕБО И ЗВЕЗДЫ» (1831).
Автограф — ИРЛИ, тетр. XI. оп. 1, № 11, л. 23 об. Есть копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), л. 40–40 об. Впервые опубликовано: Библиотека для чтения. 1845. Т. 68. № 1. Отд. I. С. 9.
В лирике Л. обращения к звездам постоянны [1]: встречаются образы одушевленных, отзывчивых звезд, «слушающих» и «говорящих» («Светись, светись, далекая звезда…», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»), но часты и образы бесстрастных, далеких от людей звезд, вместе с тем столь же исполненных спокойствия и «ясности», как и первые («Звезда» («Вверху одна горит звезда…»), «Сашка», «Сказка для детей», «Фаталист») [10]. С образами звезд для Л. связаны «выход в созерцание» [8], успокоение, умиротворение и отказ от бунта. «Далекие звезды» в ст. «Небо и звезды» становятся «эмблемой этического идеализма, стремления к “далекому” и “прекрасному”», они созвучны «высшим запросам человеческого духа» [11]. «Ясность» звезд сравнивается со «счастьем ребенка». Детская чистота и безгрешность в творчестве Л. выступает важнейшей чертой идеала, забытого людьми, но существующего в мире природы (ср. например, в «Княжне Мери»: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка» [VI; 261]). Однако для лирического субъекта ст. «Небо и звезды» этот идеал жив, а его достижение становится обязательным условием счастья. Лирический субъект тяготится тем, что его человеческая природа отлична от «звездной», и завидует звездам, а не другому человеку. Противопоставление лирического субъекта мелочно своекорыстным людям и желание оторваться от их жизни объясняется не индивидуалистической потребностью стать над людьми, а традиционными для русского поэта «к далекому стремленьем» [4] и нежеланием жить «пленившись суетой» [4], ясно и кротко (о чем свидетельствует повторяющаяся ограничительная частица «только») переданными в концовке:
Люди друг к другу
Зависть питают;
Я же, напротив,
Только завидую звездам прекрасным,
Только их место занять бы желал. [I; 219]
Напряженный философский поиск поэта, касающийся важнейших сторон бытия: выбора образа жизни, определения доминирующих стремлений, приоритетов и представлений о счастье — нашел выражение в жанрово-стилевой и ритмикоинтонационной структуре ст. «Небо и звезды», на особенности которой указывает И. Б. Роднянская: «Ст. написано в духе ноктюрна и родственно жанру философической “думы”, только начинавшему входить в русскую поэзию (позже — у А. Кольцова). В нем сочетается уединенное сосредоточенное размышление (осложненное спором с невидимым собеседником — с “людьми”) и песня: типичные для нее приемы параллелизма (“люди — звезды”), черты амебейной композиции (”чем ты несчастлив?” — “тем я несчастлив”), фольклорные элементы (“добрые люди”), четкий строфико-куплетный строй. Столь совершенное соединение декламационно-риторического стиля с напевным характерно для зрелого Л., а в юношеской лирике — редкость. Это один из самых интересных версификационно-строфических экспериментов молодого поэта; в ст. три пятистишия безрифменного дактиля, в каждом три 2-стопных (а в 1-й строфе, где торжественно-замедленная пейзажная экспозиция, — три 3-стопных) и два 4-стопных стиха; клаузулы женские, но мужское окончание отмечает конец каждой строфы и соответственно каждого риторического периода. Несмотря на упорядоченность, имеется определенное сходство с экспериментами Л. в области вольного стиха» [10].
Ст. иллюстрировал В.Г. Капустин, положили на музыку: Ф.С. Акименко, Б.В. Асафьев, Н.В. Галкин, А.Б. Гольденвейзер, А.Т. Гречанинов, Г.П. Дмитриев, Ф.А. Заикин, В.И. Зверев, В.А. Золотарев, В.М. Иванов-Корсунский, Ц.А. Кюи, М. НажетВильбушевич, Я.М. Сухов, Н.Ф. Христианович, А.А. Шварц, А.А. Шеншин.
Лит.: 1) Аношкина В. Н. Звездный мир поэзии М.Ю. Лермонтова // «Мой гений веки пролетит…». К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Воспоминания, критика, суждения. — Пенза: Лермонтовское об-во, 2004. — С. 133; 2) Бесчеревных Ю. С., Виноградова И. К. Нравственный идеал в любовной лирике Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы идеала: Межвузовский сб. научных трудов / Отв. ред. И.П. Щеблыкин. — Куйбышев: КГПИ, 1989. — С. 27; 3) Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество // Сочинения: В 6 т. / Под ред. П. А. Висковатого. — Т. 6. — М., 1891. — С. 146–147; 4) Жуковский В.А. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1958. — С. 285, 82; 5) Коровин В. И. Лирический голос поколения // Лермонтов в школе. — М.: Просвещение, 1976. — С. 22; 6) Пейсахович М. А. Строфика Лермонтова // М. А. Пейсахович. Творчество М. Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 453–454; 7) Песков А.М., Турбин В.Н. Действие и подвиг / Мотивы // ЛЭ. — С. 290–312; 8) Полукарова Л. В. Своеобразие лирического героя М.Ю. Лермонтова // М. Ю. Лермонтов. Проблемы идеала: Межвузовский сб. научных трудов / Отв. ред. И. П. Щеблыкин. — Куйбышев: КГПИ, 1989. — С. 42; 9) Роднянская И. Б. Земля и небо / Мотивы // ЛЭ. — С. 290–312; 10) Роднянская И. Б. Небо и звезды // ЛЭ. — С. 337–338; 11) Розанов И. Н. Лермонтов — мастер стиха // Розанов И. Н. Литературные репутации. Работы разных лет. — М.: Сов. писатель, 1990. — С. 153–154.
А.Р. Лукинова