«НЕ ВЕРЬ СЕБЕ». (1839)
Автограф неизв. Впервые опубликовано в «Отечественных Записках» (1839, т. 3, № 4, отд. III, с. 277–278), затем в сб.: «Стихотворения» Л. (1840), где датировано 1839 г.
Ст. зрелого Л., где совмещены ключевые для его творчества темы одиночества, разочарования, безнадежности, душевной опустошенности, трагического разлада художника и толпы. Произведению предпослан эпиграф из «Пролога» к «Ямбам» О. Барбье. В 1-м стихе Л. знаменательно изменил текст: вместо «Que me font apres tout les vulgaires abois / De tous ces charlatans…» («Какое мне в конце концов дело до грубого крика всех этих шарлатанов…») в эпиграфе стоит «Que nous font…» («Какое нам дело…»). Т.о, эта реплика звучит как будто от имени «толпы», раздражающейся от «плясунов, танцующих на фразе».
В ст. актуализированы эстетические поиски Л. в данный период: он ищет новые темы, новые формы их преподнесения, новые пути диалога с обществом, «толпой», но одновременно и разочаровывается в реализации задуманного. Трактовка ст. в русле самокритики поэта (его неприятия собственных романтических переживаний, свойственных ранней лирике, повышенной эмоциональности, бурных страстей) обедняет его замысел. Л. стремится оценить глубину разрыва между поэтом и «толпой», а также причины этого разрыва с двух позиций — с личной, художнической и обобщенной, со стороны («какое дело нам…»). Обе точки зрения оказываются несовершенными, т.к. мир, в котором им приходится сосуществовать — это мир обмана и притворства. Настоящее искусство никому не нужно. Именно поэтому происходит потеря всех ценностей: герой не находит успокоения ни в творчестве, ни в человеческом общении, ни в дружбе, ни в любви. Его не может привлечь ни бурное чувство, ни строгость рассудка, т.к. он подчинен правилам всеобщей заразной игры, распространенной в окружающем и вытравляющей подлинную суть всего живого. Былое творческое вдохновение видится «язвой», «тяжелым бредом», «отравленном напитком». Редкие «чудесные» моменты открытий прекрасного пресекаются «словом ледяным». Все существующее воспринимается огромной сценой, где каждый искусно играет свою роль, и любое проявление истинного чувства кажется «неприличным». В финале ст. возникает образ «разрумяненного трагического актера», «махающего мечом картонным», символизирующий всю противоестественность, абсурдность отношений «лиц праздничных» и их же обреченность. Данный образ основывается и на самопародии, т.к. поэт осознает невозможность донести до «толпы» высокую истину в силу бесполезности решения этой задачи.
Ст. было не понято многими современниками Л., однако его высоко оценил В.Г. Белинский. Ст. положил на музыку Н.И. Казанли [16].
Лит: 1) Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Худ. лит., 1977. — С.567; 2) Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 9-ти тт. — М.–Л.: Худ. лит., 1953–1959. Т.3. — С.190–191; 3) Брюсов В. Оклеветанный стих // Беседа, 1903. № 11. — С. 786–788; 4) Висковатый П. Ответ на статью Миклашевского «М. Ю. Л. в заметках его товарища» //«Русская Старина», 1885. № 2. — С. 476–477; 5) Гинзбург Л.Я. О лирике. — Л.: Советский писатель, 1974. — С. 153–171; 6) Григорьян К.Н. Лермонтов и романтизм. М.;Л.: Наука, 1964. — С. 71–77; 7) Коровин В.И. Проблема поэта и поэзии в лирике Лермонтова 1837–1841 гг. // Русская литература XIX в. — М.: Просвещение, 1959. — С.44–45; 8) Котляревский Н.А. М.Ю. Лермонтов. — П., 1915. — С.161–163; 9) Максимов Д. Поэзия Лермонтова. — М.;Л.: Наука, 1964. — С.93, 96; 10) Пумпянский Л. Стиховая речь Лермонтова // Лит. н.-во — Т. 43–44. — С.402; 11) Розанов И.Н. Отзвуки Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову. — М.-П.: Издание Т-ва «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1914. С. 246–247; 12) Тойбин И. М. Стихотворение Лермонтова «Не верь себе» // НДВШ. Филол. науки, 1964. — № 3 (27). — С. 15–25; 13) Усок И.Е. Герой лирики Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1964. — С. 225–228; 14) Эйхенбаум Б.М. Казанская тетрадь Лермонтова // Лит. н.-во т. 45–46. — С. 95–97; 15) Эйхенбаум Б.М. О поэзии. — Л.: Сов. писатель, 1969. — С. 308–310; 16) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.
А.О. Тихомирова