«11 ИЮЛЯ» (1830 или 1831).
Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21, т. XX, л. 17. Впервые опубликовано в 1845 году в журнале «Библиотека для чтения» (Т. 68, № 1, отд. 1, С. 8–9).
Ст. «11 июля» (1830 или 1831) относится к любовно-медитативной лирике поэта. В 1830–1832 гг. Л. создает цикл ст., посвященный Наталье Федоровне Ивановой (1813–1875). О значении этой женщины в судьбе Л. писали В. Каллаш, Б. Нейман, И. Андронников, Б. Эйхенбаум. Разрыв отношений с Н.Ф. Ивановой исследователи относят к 1831 г. Это событие, видимо, получило отражение в ст. «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день») (1830 или 1831) и «Видение» (1831), которые посвящены воспоминаниям о любви и начинаются с картины заката солнца. По тональности и системе образов близко ст. «Сон» («Я видел сон: прохладный гаснул день») [2].
В ст. «11 июля» сквозным символическим образом становится свет солнца. В первой части создается лирический пейзаж: образ заходящего за «лиловые облака» и «снежную цепь холмов» солнца соотносится с завершением отношений с «девой молодой», охлаждением ее чувств.
О том, что лирический герой продолжает любить, свидетельствует его оценочная лексика: «бесценная голова» возлюбленной, трепет ее «милых уст». Вторая часть элегии обращает нас к лирическому образу поэта, «последним блеском озаренного». Исчезающее чувство девушки заставляет его задать себе вопрос, была ли прошлая любовь сном. Последняя часть ст. содержит ответ на этот вопрос: ослеплению счастьем поэт противопоставляет истинный свет, «искру страданья». Т.о., любовное страдание открывает духовному взору поэта истину, которая не является сном.
Лит.: 1)Андроников И.Л. Загадка Н.Ф. И. // Собр. соч.: В 2-х т. — М.: Правда, 1980. Т.1. — С. 23–48; 2) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 433.
Е.А. Федорова (Гаричева)