«ОДИНОЧЕСТВО» («КАК СТРАШНО ЖИЗНИ СЕЙ ОКОВЫ…») (1830).

Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано П.А. Висковатым в журнале «Нива», 1884, № 12, с. 270.

Ст. открывает одну из важнейших для Л. поэтических тем: одиночество, противопоставленность личности толпе, обреченность на непонимание и душевные муки.

Феномен одиночества осмысливается Л.-поэтом на нескольких уровнях: это положение человека в ряду других людей (отъединенность ото всех окружающих: «Делить веселье все готовы, / Никто не хочет грусть делить…»; [I; 95]), и особое психологическое состояние как ее следствие (ощущение особой самоуглубленности, интроверсия, доведенная до крайнего предела), и наконец, особая метафизика бытия, в котором человек предстает центром огромной пустой вселенной, обретая возможность созерцать время и пространство, рождение и смерть («Один я здесь, как царь воздушный <…> / И вижу, как, судьбе послушно, / Года уходят, будто сны…», «И вижу гроб уединенный…»; [I; 95]) — однако эта высшая способность души оказывается не столько даром, сколько проклятием, превращая жизнь в ожидание смерти, сводя бесконечность существования к единой точке (ср. финал ст.: «…О смерти больше веселиться, / Чем о рождении моем…» [I; 95]).

Ст. было положено на музыку Б. В. Асафьевым [2].

Лит.: 1) Динесман Т.Г. «Одиночество» // ЛЭ. — С. 351; 2) Лермонтов в музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983. — 176 с.

Т.А. Алпатова