«ОНА БЫЛА ПРЕКРАСНА, КАК МЕЧТА…» (1832).

Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 4, т. IV, л. 18. Впервые опубликовано в 1862 году в Берлине в «Стихотворениях М.Ю. Лермонтова, не вошедших в последнее издание его сочинений».

Ст. «Она была прекрасна, как мечта» (1832) относится к любовно-медитативной лирике поэта. В начале ст. Л. продолжает здесь традицию сладостной итальянской поэзии Данте, Петрарки, воспевая свою возлюбленную: «Она была прекрасна, как мечта, / Ребенка под светилом южных стран…» [II; 13] Ст. делится на две части, каждая из которой начинается со слов «она была прекрасна».

В первой части поэт размышляет о том, что такое истинная красота. Внешней красоте («грудь полная», «стройный, гибкий стан», «большие очи») поэт противопоставляет красоту душевно-духовную, но передает ее приемом отрицания: «уста без слов», «взор без огня». Во второй части раскрываются чувства лирического героя с помощью приема градации: «горел», «трепетал», «готов упасть к ногам», «отдать ей волю, жизнь и рай, и все». Заключительные строки содержат неожиданный сарказм: «Чтоб получить один, один лишь взгляд, / Из тех, которых все блаженство — яд!» [II; 13]

Первая строфа этого ст. включена в другое — «Девятый час; уж темно; близ заставы» (1832) с некоторыми изменениями. В этом ст. звучит сомнение в подлинности красоты возлюбленной: «Что красота? — ужель одно названье?», в подлинности ее чувств: «эта» «любит всех». В первой части описания возлюбленной Л. подчеркивает близость ее внешнего образа картинам Возрождения: «была похожа на портрет мадонны — и мадонны Рафаэля» [II; 13]. Во второй части он снижает образ возлюбленной: «просто дева молодая, которой все богатство — красота». Возможно, травестирование образа возлюбленной связано с разочарованием поэта в ней. Исследователи предполагают, что ст. были посвящены Н.Ф. Ивановой, разрыв с кот. у Л. произошел в 1831 г. [1].

Лит.: 1) Андроников И.Л. Загадка Н.Ф. И. // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4-х т. — М.: Правда, 1980. — Т. 1. — С. 23–48; 2) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 472.

Е.А. Федорова (Гаричева)