«ОНА НЕ ГОРДОЙ КРАСОТОЙ…» (1832).
Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 21, тетр. XX, л. 50. Впервые опубликовано: «Саратовский листок», 1876, 1 января, № 1.
Ст. «Она не гордой красотой», по мнению Н.Л. Бродского, посвящено Вареньке Лопухиной, противопоставленной Н.Ф. Ивановой, с которой у поэта произошел разрыв в 1831 г. [1].
Ст. создано в традициях поэзии Возрождения: как в сонете 130-ом В.Шекспира, внешней красоте идеализированной героини противопоставлена земная женщина: «и стан ее не стан богини» [II; 56]. Однако Шекспир в своем сонете подчеркивает разрыв с традицией сладостной поэзии, создавая реалистичный образ возлюбленной, а Л. важно показать одухотворенную красоту своей героини: она лишена «гордой красоты», ей присуща «чудная простота», живость улыбки и речи. Кроме того, голос возлюбленной «проникает» в душу и будит воспоминанья «лучших дней». Возможно, речь идет о голосе матери, который для Л. был самым дорогим воспоминанием и соотносился с ангельскими звуками.
Заключительные строки — «И сердце любит и страдает, / Почти стыдясь любви своей» [II; 56] — раскрывают противоречивые чувства героя, подобные тем, которые испытывает герой более поздней поэмы «Демон» (1838). Образ возлюбленной в ст. «Она не гордой красотой» соотносится с образом Тамары, возлюбленной Демона: ее улыбка жива, «как жизнь», «все ее движенья» «полны милой простоты». Когда Демон увидел Тамару, его посещают «воспоминанья лучших дней», когда он «не знал ни злобы, ни сомненья». К нему возвращаются духовные чувства: «вновь постигнул он святыню / любви, добра и красоты!» [IV; 188].
Лит.: 1)Бродский Н.Л. М.Ю. Лермонтов. Биография. — М.: Гослитиздат, 1945. — Т. 1. — С.344–345; 2) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — М.;Л.: Наука, 1964. — С. 44; 3) Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. — М. ;Л.: АН СССР, 1961. — С. 314.
Е.А. Федорова (Гаричева)