«ОНА ПОЕТ — И ЗВУКИ ТАЮТ...» (1838).

Автограф — ГИМ, Ф. 445, № 227а (тетрадь Чертковской библиотеки, Л. 43 об.). Впервые опубликовано: Библиографические записки, 1859, Т. 2, № 1, стлб. 23).

Вместе со ст. «Слышу ли голос твой» и «Как небеса твой взор блистает» образует цикл, посвященный голубоглазой красавице, восхищавшей поэта своей душевной ангельской чистотой, которая выражается в звуках ее голоса. Вместе с тем, это ст. возвращает нас к ранней романтической лирике поэта 1830–1831 гг. («Звуки и взор», «Звуки»), где показана власть музыки над душой поэта. Гармония, звучащая в женском голосе («она поет — и звуки тают» [II; 112]), и чистота небесного взора («небеса играют в ее божественных глазах» [II; 112]) возвращают ему веру в любовь и добро и способствуют его духовному преображению.

Кроме этого, ст. связано тематически и образным строем со ст. «Она не гордой красотой»: героиня противопоставлена светской красавице и привлекает, прежде всего, своей «чудной» или «дивной» простотой и живостью улыбки, речи, «чувства выраженьем».

В. Шадури предполагает, что адресатом ст. была Екатерина Александровна Чавчавадзе (1816–1882), княжна, дочь поэта, сестра Н.А. Грибоедовой [5]. В 1837 г. поэт мог бывать в доме Чавчавадзе. Ее голубые глаза и прекрасный голос воспел грузинский поэт-романтик Н.М. Бараташвили (1817–1845) («Синий цвет» и др). Э. Найдич утверждает, что цикл посвящен Прасковье Арсеньевне Бартеневой (1811–1872), певице и камер-фрейлине, с которой поэт был знаком в университетские годы [4]. Ей посвящен также новогодний мадригал 1832 г., с ней вместе в августе-сентябре 1838 г. Л. участвовал в репетициях водевиля у Карамзиных. Э. Герштейн считает, что адресатом цикла является Софья Михайловна Вильегорская-Соллогуб (1820–1878), которая в своих воспоминаниях утверждает, что Л. посвятил ей свое ст. «Нет, не тебя так пылко я люблю» [2]. В.А. Соллогуб, женившейся на ней в 1840 г., пишет о ее музыкальных способностях, удивительной душевной чистоте и простоте в одежде. После замужества Софья Михайловна полностью посвятила себя материнству.

Ст. положили на музыку: Ц. А. Кюи, Ф. С. Акименко, Н. Я. Мясковский, Г. В. Свиридов, Н. Н. Крюков и др. [6].

Лит.: 1) Бем А. «Самоповторения» в творчестве Лермонтова // Историко-литературный сборник. — Л.: Гос. Изд-во, 1924. — С. 287; 2) Герштейн Э. Судьба Лермонтова. — М.: Худ. лит., 1964. — С. 123– 137; 3) Найдич Э. Московский соловей, «Огонек», 1964. № 35. — С. 17; 4) Шадури В. Заметки о грузинских связях Лермонтова // Лит. Грузия, 1964. № 10. — С. 102–108; 5) Эйхенбаум Б.М. Комментарии // Лермонтов М.Ю. Полн. собр. соч.: В 5 т. — М.-Л.: «Academia», 1935–1937. — С. 191–192; 6) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Е.А. Федорова (Гаричева)