«ОПРАВДАНИЕ» («КОГДА ОДНИ ВОСПОМИНАНЬЯ…») (1841).

Автограф неизв. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1841, № 3, отд. III, с. 44. Датируется предположительно 1841 г., по времени публикации.

Ст. было написано как переработка двух ранее созданных Л. текстов — «Романса к И…» и стихов Владимира Арбенина из драмы «Странный человек» («Когда одни воспоминанья…») (оба — 1831 г.). П.А. Висковатовым было высказано предположение, что адресатом ст. являлась В.А. Лопухина [3]; юношеские стихи, легшие в его основу, были обращены к Н.Ф. Ивановой [4]. Отдельные мотивы ст. (размышления о скорой гибели, мотив посмертной ненависти людей и той памяти любви, которая способна победить предубежденье света) перекликаются с одной из «Ирландских мелодий» Т.Мура («The Fox’s Sleep»(«When he, who adores thee, has left but the name…»)

Романтическая двойственность мировосприятия, определяющая основную тональность ст., становится основой изображения души лирического героя, в которой «…так безумно, так напрасно / С враждой боролася любовь» [II; 176]. При жизни порабощенный «страстью и пороком», после смерти он также оказывается жертвой ненависти, страстей «толпы лукавой». Этому миру страстей (как в душе героя, так и толпы) в ст. оказывается противопоставлена лишь истинно любящая душа (И.Б. Роднянская сопоставляет этот мотив с юношеским ст. Л. «Послушай, быть может, когда мы покинем…» и замыслами поэмы «Демон», [4]). Возникающий в финале ст. мотив искупительной жертвы, подобной жертве Христа («Скажи, что судит нас иной / И что прощать святое право / Страданьем куплено тобой» [II; 176]), переводит романтическую коллизию противостояния личности и толпы на иной, метафизический уровень. Суду людскому противопоставлен Суд Божий — мотив, часто возникающий в творчестве Л. (ср. «Смерть Поэта» и мн. др.), однако здесь он реализуется в несколько ином ключе — это не только неподкупный, «последний» суд, но и единственный суд, где возможно истинное прощение и милосердие. Образ возлюбленной в ст. не случайно предстает подчеркнуто неподвижным («ты смолкнешь, голову склоняя») — миру бурных страстей, вражды и ненависти может противостоять лишь душевный покой, который дается постижением всего величия жертвенной любви.

Ст. было положено на музыку А.Л. Гурилевым, В.М. Ивановым-Корсунским и др. [6].

Лит.: 1) Вацуро Э. «Ирландские мелодии» Т.Мура в творчестве М.Ю. Лермонтова // Вацуро В.Э. О Лермонтове (работы разных лет). — М.: Новое издательство, 2008. — С.76–78; 2) Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении. — Пг.: Тип. тов-ва М.А. Вольф, 1915. С. 194; 3) Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 5 т. / под ред. П.А. Висковатова. — М.: Типо-литография В. Ф. Рихтера, 1889. — Т.II — С. 292; 4) Роднянская И.Б. Оправдание // ЛЭ. — С. 355–356; 5) Шувалов С.В. М.Ю. Лермонтов // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник I. — М.: ОГИЗ; Худ. лит., 1941. — С. 72–73; 6) Лермонтов в музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова