«ОТРЫВОК» («ТРИ НОЧИ Я ПРОВЕЛ БЕЗ СНА — В ТОСКЕ...») (1831).

Автограф хранится в ИРЛИ, тетр. IV; копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, № 7, отд. I, с. 50–51; строка 35 в первопеч. тексте опущена.

Ст. представляет собой набросок для задуманной Л. исторической поэмы или романтической драмы в стихах о Мстиславе Черном (см. «Планы. Наброски. Сюжеты»: <16> «Имя героя Мстислав…», <17> Сюжет («Молодежь, разговаривают»)). Сведения об этом герое Л. мог получить из «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. По-видимому, О. мыслился Л. как монолог героя (ср. «Мстислав три ночи молится на кургане, чтоб не погибло любезное имя Россия» [VI; 379, 380]; не случайно в рукописи первоначально было заглавие ст. «Монолог».

Художественные принципы романтического историзма приводят в ст. к тому, что Л.-поэт стремится не столько воспроизвести внутренний мир человека Древней Руси, сколько передать чувства, переживания, близкие современнику. Монолог произносит герой-романтик, одушевляемый любовью к Родине и жаждой борьбы за свободу; центральный мотив ст. — нравственный выбор, момент наивысшего напряжения душевных сил («Мой час настал — час славы, иль стыда; Бессмертен, иль забыт я навсегда» [I; 246]. В этом смысле «Отрывок» Л. близок традиции «Дум» К.Ф. Рылеева — правда, в отличие от рылеевских произведений, в его ст. практически отсутствует конкретизация внешних обстоятельств жизни героя: он не назван по имени, практически не представлена картина, на фоне которой развертывался бы лирический сюжет. Двухчастная структура ст. позволяет подчеркнуть эмоциональную динамику: совершая свой выбор, герой обращается к памяти погибших мученической смертью соотечественников, испытывает жажду мести, обращается к природе в поисках опоры на избранном пути, — и в конце концов обретает его «в себе одном», обретает внутреннюю силу и способность жить ради найденного идеала. Лирический герой «Отрывка» обретает подлинный смысл жизни, который не может быть отнят никем и никогда, обретает подлинную свободу — так в юношеском неоконченном ст. появляется мотив духовно-философского откровения об истинном источнике духа, способном питать человека в самых тяжких испытаниях земного пути.

Лит: 1) Гладыш И.А. «Отрывок» («Три ночи я провел без сна, в тоске…») // ЛЭ. — С. 346.

Т.А. Алпатова