«ПАН» (1829).
Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 2 (тетрадь II), л. 15 об. Впервые опубликовано в «Библиографических записках» (1861, т. 3, № 16, стлб. 488).
В автографе содержится помета «В Середникове». Лето 1829 г. Л. провел в имении своих родственников по материнской линии — Столыпиных. Традиционно данный лирический текст связывается с рецепцией юным поэтом художественной традиции К.Н. Батюшкова.
В истории мировой культуры образ Пана служит ярким примером смысловой дихотомии, с одной стороны, выражая дионисийскую силу, плодородие, радостное единение всего живого, с другой — органично включаясь в пасторальный мир и символизируя мудрость природы, эпоху античности. В мировой культуре получило развитие мифологическое представление о страстной влюбленности этого козлоногого божества к нимфам (миф о Сиринге). В античном мире и в раннехристианскую эпоху Пан воспринимался демоном, наводящим на людей в полдень страх.
Произведение Л. соединяет жанровые черты элегии и идиллии. Элегическая ситуация вечера вызывает в лирическом герое медитативную созерцательность, просветленную грусть. Хотя подзаголовок текста корреспондирует к антологической традиции («в древнем роде»), в образности произведения отражены условные приметы русской природы. Доминантами лирического пейзажа выступают гармоничность, наличие охранительных сфер. В образе Пана органично соединяются черты дионисийского и аполлонического мирочувствования. Дионисийское единство человеческой индивидуальности с природой, радостное упоение жизнью проявлено в образах «легкого хмеля», пляски. Вместе с тем Пан соотнесен с аполлоническим типом художника. Идиллический образный контекст вызывает в лирическом герое стремление к гармоничному жизнетворчеству, к отстранению от суеты социального мира, «жажды славы».
Лит.: 1) Коровин В. И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973. — 292 с.; 2) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964. — 266 с.; 3) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 417–491.
Г.В. Косяков