«ПЕСНЯ» («ЛИКУЙТЕ, ДРУЗЬЯ, СТАВЬТЕ ЧАШИ ВВЕРХ ДНОМ...») (1831).

Автограф — ИРЛИ, тетр. XI. Впервые опубликовано: Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 176.

Раннее ст. Л. (1831), написанное в традициях застольных песен конца XVIII — начала XIX в. Ст. нетипично для Л., т.к. в своем творчестве он обычно мало обращается к поэтике классицизма. Б.В. Нейман насчитывает несколько таких обращений, в основном в творчестве 1829 г.: несколько строк из оды Ломоносова, включенные в поэму «Корсар» (1829), ст. «К П…ну», «Пир», «Пан» и «Война» (1829), «К Нэере» (1831), отдельные упоминания Купидона, Вакха, Марса, Венеры, Дианы, Феба в ст. 1829–1831 гг. Отдельные произведения в духе анакреонтической лирики (примером которой является лермонтовская «Песня») еще печатались в журналах. Л., т.о., сближается в своем творчестве с юным Пушкиным, Батюшковым, Баратынским. Нельзя не отметить и влияния на поэта его учителя С.Е. Раича, который сам писал ст. в анакреонтическом духе (например, одно из них, «Застольная песня», было помещено в альманахе 1828 г. «Атеней»).

Своеобразны ритмика и строфика ст.: строки, написанные амфибрахием и анапестом, чередуются с краткими хореическими строками.

Лит.: 1) Нейман Б.В. Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Худ. лит., 1941. — С. 422–465; 2) Пейсахович М. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. — М.: Наука, 1964. — С. 417–491.

Т.С. Милованова