«ПЕСНЯ» («СВЕТЛЫЙ ПРИЗРАК ДНЕЙ МИНУВШИХ...») (1829).
Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 2 (тетрадь II), л. 10 об. Впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатова (т. 1, 1889, стр. 37).
Раннее ст. Л. (1829). Название «Песня» имеют и некоторые другие юношеские ст. Л., однако Б.М. Эйхенбаум справедливо указал на их разную жанровую природу: одни песни ближе к фольклору, другие — к романсу. К последним относится и «Светлый призрак дней минувших…».
В «Песне» делается попытка через внешность героя передать его внутреннее состояние, однако она пока еще наивна и незрела: «Щеки бледностью, хоть молод, / Уж покрылись; / В сердце ненависть и холод / Водворились!» [I; 35] Бледность героя в ранней лирике Л. свидетельствует о пережитых или переживаемых им в настоящий момент душевных страданиях: «Он молчит, / Но грудь его подъемлется порой; / Но бледный лик меняет часто цвет» [I; 196] («Блистая пробегают облака», 1831). Бледность и потухший взор заставляют героя выглядеть старше своих лет: «Взгляните на мое чело, / Всмотритесь в очи, в бледный цвет; / Лицо мое вам не могло / Сказать, что мне пятнадцать лет» [I; 112] («Отрывок», 1830). В дальнейшем Л. будет, напротив, противопоставлять внешность героя и его внутреннее состояние; так, на лице Печорина трудно заметить следы каких-либо страданий, он не краснеет и не бледнеет внезапно, он даже выглядит моложе своих лет, в то время как Грушницкий, претендующий на роль романтического героя, отчаянно стремится выглядеть старше.
Необычен ритмический рисунок «Песни»: четырехстопный хорей здесь сочетается с одностопными пеонами третьими («Для чего ты»), при этом используются только женские рифмы.
Лит.: 1) Гроссман Л. Стиховедческая школа Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. ЛН. Т. 45/46. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 255–288; 2) Пейсахович М. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. — М.: Наука, 1964. — С. 417–491; 3) Розанов И. Лермонтов в истории русского стиха //М.Ю. Лермонтов. ЛН. Т. 45/46. — М.: Изд-во АН СССР, 1948. — Кн. II. — С. 425–468; 4) Эйхенбаум Б.М. Лермонтов: Опыт историко-литературной оценки. — Л.: Гос. Изд-во, 1924. — 168 с.
Т.С. Милованова