«ПЕСНЬ БАРДА» (1830).

Автограф — ИРЛИ, тетр. VII. Копия (с др. автографа) — там же, тетр. XX. Впервые опубликовано: «Северный вестник», 1889, № 3, с. 86–87.

Раннее ст. Л. (1830), посвященное исторической тематике. Л.Я. Гинзбург связывает его со ст. «Отрывок» и «Баллада» (1831), а также с замыслом трагедии о Мстиславе Черном, поскольку все эти произведения объединяет общая тема — татаромонгольское иго на Руси. Однако «Песнь барда» отличается тем, что ее главный герой — бард, т. е. поэт. В его образе Л. вывел идеального поэта — пророка и гражданина (в духе поэзии декабристов). К образу барда близок Ингелот из поэмы «Последний сын вольности», что отмечал еще Д.Е. Максимов [3; 93].

«Песнь барда» перекликается с «Ирландскими мелодиями» Томаса Мура, чей патриотический и вольнолюбивый пафос не мог не затронуть юного Л. Также изображение барда, вспоминающего о днях былой славы своего народа, близко оссианической традиции в литературе.

Лит.: 1) Гинзбург Л.Я. Творческий путь Лермонтова. — Л.: Худ. лит., 1940. — 233с.; 2) Гуревич А. Проблема нравственного идеала в лирике Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. — М.: Наука, 1964. — С. 149–171; 3) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — М.; Л.: Наука, 1964. — 266 с.; 4) Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. — Л.: Худ. лит. Ленингр. Отд, 1967. — 363 с.; 5) Ходанен Л.А. Поэмы М.Ю. Лермонтова: Поэтика и фольклорно-классические традиции: Учеб. пособие / Науч. ред. Т. Г. Черняева. — Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 1990. — 96с.

Милованова