«ПОЭТ» («КОГДА РАФАЭЛЬ ВДОХНОВЕННЫЙ…») (1828).

Автограф ст. хранится в РНБ (собр. рукописей Л., № 28 — письмо Л. к М.А. Шан-Гирей от дек. 1828); черновой автограф 2-й половины ст. — ИРЛИ (тетр. II). Впервые опубликовано в журнале «Русская Старина» (1872, № 2. С. 294). Юношеское ст. Л., написано в период пребывания в Московском университетском благородном пансионе.

Основой для ст. стала новелла В.-Г. Вакенродера «Видение Рафаэля» (1796), сюжет которой связан с явлением художнику Божьей Матери и запечатлении Образа на последующих полотнах. Обращение Л. к размышлениям В.-Г. Вакенродера о вдохновении, природе творческого озарения обусловлено литературной традицией второй половины 1820-х гг.

В центре поэтических размышлений Л. оказывается осмысление психологии творческого процесса. В привычный сюжет новеллы поэт вносит новые мотивы — романтическому вдохновению противопоставлено состояние истощения творческого порыва: «Но скоро сей порыв чудесный / Слабел в груди его младой, / И утомленный и немой / Он забывал огонь небесный» [V; 12]. В поэзии 1820-х гг. не раз встречается сюжет о физической смерти художника-творца в момент создания великого произведения — известны черновой вариант ст. А.С. Пушкина «Преображение» (1819), ст. С.П. Шевырева «Преображение» (1829) и др. Л. отказывается от изображения физической смерти художника, вдохновению он противопоставляет душевное угасание, которое следует за моментом сильного эмоционального накала, сопровождающего процесс создания шедевра. Процесс создания живописного произведения Л. преломил в отношении процесса творчества поэтического: «Звуком лиры / Чарует свет, и в тишине / Поет, забывшись в райском сне, / Вас, вас! души его кумиры! / И вдруг хладеет жар ланит, / Его сердечные волненья / Все тише, и призрак бежит!» [V; 12]. Уподобление поэта живописцу позволило Л. представить свое видение творческого процесса, в центре которого оказывается не только обретение вдохновения, но и рефлексия прошедшего состояния: «Но долго, долго ум хранит / Первоначальны впечатленья» [V; 12].

Лит.: 1) Вакенродер В.-Г. Фантазии об искусстве. / Пер. с нем. Вступит. Статья А.С. Дмитриева. — М.: Искусство, 1977 — 263 с.; 2) Вацуро В.Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтические традиции 20-х гг. // Русская литература. — Л.: АН СССР, 1964. — №3. — С.46–56; 3) Поташова К.А. Влияние образа Рафаэля Санти и его живописного наследия на формирование художественного мира М.Ю. Лермонтова // Альманах современной науки и образования. — Тамбов: Грамота, 2013. — № 11. — С. 147–150.

К.А. Поташова