«ПОРА УСНУТЬ ПОСЛЕДНИМ СНОМ…» (1831).

Авт. — ИРЛИ, оп. 1, № 11 (тетрадь XI), л. 31 об. Вп. было опубл. в журн. «Рус. мысль» за 1882г.,( № 2, с. 180).

Катрен раннего творчестве Л. (1831), назв. Б.Эйхенбаумом «эпитафией самому себе» [14; 297]. Произв. «проникнуто предчувствием близкой и желанной смерти» [13, 426]. Является поэтическим диалогом со ст. А.С. Пушкина «Для берегов отчизны дальной…» (1830), из кот. Л. заимствует строку «Заснула ты последним сном…», несколько ее модифицируя. Мотив смерти, сравнимой со «сном последним» [I; 238], под пером семнадцатилетнего поэта получает индивидуальн. интерпретацию. Будто подводя некий промежуточный итог своей жизни, поэт фиксирует внимание на том факте, что он «обманут жизнью был во всем» [I; 238]. Смерть становится не только объектом душевн. переживаний, но и предметом религиознофилософской рефлексии. Если в ст. А.С. Пушкина лирич. героя с возлюбленной разлучает смерть, становясь переходом «из края вечного изгнанья» (земля) «в край иной» (небо) [9; 257], и вызывает у автора сожаление и грусть об утрате счастья в любви, то Л. вообще не испытывает радости бытия, ведь жизнь — это трагически мучительный путь обмана, где человек обречен на страдания, «ненавидя и любя» [I; 238]. Т. о., смерть выступает как «чаяние посл. освобождения» (Г.П. Федоров) от оков земного бытия.

Лит.: 1)Бурцева Е.А. Символ сна в субъективн. лирике М.Ю. Лермонтова // III Давлетминские чтения: Мат. регион. науч. практ. конф. — Бирск, 2000. — С. 44–47; 2)Владимирская Н.М. Мотивы земного и небесного в контексте дух. исканий М.Ю. Лермонтова // Худ. текст и культура: Всерос. науч. конф.: Тез. докл. — Владимир: Владим. пед. ин-т. — С. 27–29; 3)Гуревич А. М. «Земное» и «небесное» в лирике М.Ю. Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. —№ 4. — С. 303–311; 4)Ельницкая Л. М. Сновидения в худож. мире Лермонтова и Блока: миф о демоне // Сон — семиотическое окно. — М., 1993. — С. 109– 113; 5) Киселева И.А. Пушкин и Лермонтов. К вопросу о путях богопознания // А.С. Пушкин. Проблемы творчества и эстетич. жизни наследия (1899–1999). — Межвуз.сб. науч. тр. — М.: МГОУ, 1999. — С. 160–173; 6) Кумбашева Ю. А. Мотив сна в рус. лирике первой трети XIX века: дис…. кандидата филол. наук. СПб., 2001. — 230 с.; 7)Милевская Н.И. Мотив «сна — смерти» в раннем творч. М.Ю. Лермонтова // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изуч. и преподавания: Межвуз.сб. науч. тр. — Ставрополь: изд-во СГУ, 1996. — С. 36–54; 8)Прусова М.А. Культ смерти в рус. романтич. поэзии. — Симферополь, 1999. — С.119–123; 9)Пушкин А.С. «Для берегов отчизны дальной…» //Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. — Т. 3. — кн. 1. — Стихотворения, 1826 — 836. — Сказки. – 1948. — С. 257. 10)Пейсахович М. Строфика Лермонтова //Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814–1964. — М.: Наука, 1964. — С. 433; 11)Роднянская И.Б. Мотивы (Сон) // ЛЭ. — С. 304–305; 12 )Таборисская Е.М., Штейнгольд А.М. Тема сна и смерти в лирике Лермонтова и Тютчева. К проблеме творч. индивидуальности // Жанр и творч. индивидуальность: Межвуз. сб. научн. трудов. — Вологда, 1990. — с. 75–87; 13)Чистова И.С. «Пора уснуть последним сном» // ЛЭ. — С. 426–427; 14)Эйхенбаум Б.М. Художеств. проблематика Лермонтова и коммент. // Лермонтов М. Ю. Стихотворения. — Т. 1 — Л.: Наука, 1940. — C. 297.

О.В. Сахарова