«ПОРТРЕТЫ» (1829).
Автограф — РГБ (тетр. А. С. Солоницкого из собр. Н. С. Тихонравова, л. 9–10 об.). Др. автограф 1-го портрета — ИРЛИ, тетр. II, под загл. «Портрет» (позднейшая, но незаверш. ред.). Копия в тетр. Солоницкого — ИРЛИ. Впервые опубликованы: 1 — «Отеч. зап.», 1859, № 7, с. 15; 2–6 — «Русская мысль», 1881, № 12, с. 5–6.
Серия литературных иронико-сатирических «словесных портретов» (1-й — «Он некрасив, он невысок…»; 2-й — «Довольно толст, довольно тучен…»; 3-й — «Лукав, завистлив, зол и страстен…»; 4-й — «Все в мире суета, он мнит, или отрава…»; 5-й — «Всегда он с улыбкой веселой…»; 6-й — «Он любимец мягкой лени…»), близкая традициям эпиграмматического жанра. По предположению исследователей, предназначались для своеобразной салонной литературной игры — «угадывания», кого изобразил автор.
По предположению Л.М. Аринштейна, прототипы первых двух портретов — сам Л.: «Он некрасив, он невысок; Но взор горит, любовь сулит…» [I; 24]. Именно поэтому его психологический облик оказывается наиболее подробно разработан и близок лирическому герою поэта. Косвенным подтверждением предположения может быть и сделанный в духе литературной игры автокомментарий Л. рядом с этим ст. в черновой тетради: «(Этот портрет был доставлен одной девушке: она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно поэта)» [VI; 389]. В портрете 2-м («Довольно толст, довольно тучен») Л. изобразил одного из участников пансионского обществава любителей отечественной словесности («член нашего Парнаса»); Л.М. Аринштейн предполагает, что это И. Р. Грузинов (ср. ст. «К Грузинову»). Прототипы остальных ст. Л., вошедших в цикл, не установлены.
Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Портреты // ЛЭ. — С. 434; 2) Иванова Т..А. Четыре лета. Лермонтов в Середникове. — М: Детская литература., 1959. — С. 24; 3) Михайлова Е. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. С. 154–155; 4) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 425, 432, 439, 452.
Т.А. Алпатова