«ПОСРЕДИ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ…» (1840).
Автографы — Немецкая государственная библиотека (Берлин); терт. С.А. Рачинского (РГАЛИ, ф. 427, оп. 1, № 986, л. 66), архив П.А. Вяземского (РГАЛИ, ф. 276, оп. 1, № 35, л. 10). Впервые опубликовано: Библиографические записки. 1858. Т. 1. № 20. Стб. 634–635. Датировано в автографе, хранящемся в Германии, рукой Л.: «16 мая 1840».
Шуточное ст. Л., вписанное в альбом К.К. Павловой. Комический контраст первых двух стихов каждого четверостишия (выдержанных в «высоком» романтическом ключе традиционных «поэтизмов») составляют две последние строки — нарочито бытовые, во второй строке обыгрывающие «ожившую» метафору «млечного пути» как воплощения «вечной масленицы». Романтическая стилистика, поддерживающая читательские ожидания, внезапно сменяется бытовой; в результате альбомная шутка приобретает дополнительный литературно-полемический оттенок, отчасти сближающей Л. с опытом литературной полемики карамзинистов, в первую очередь «арзамасцев» — П.А. Вяземского и др. М.С. Альтман находил в этом ст. также следы фольклорных влияний [1].
Т.А. Алпатова
«Посреди…» содержит пародию на романтич. пейзажные зарисовки лунной ночи. Черновой автограф ст. расположен на одном листе с «И скучно и грустно», что позволяет сблизить настроение этих произв. Высмеивая романтический канон поклонения луне и снижая поэзию до уровня быта, поэт иронизирует и над собственными лирическими признаниями. «Царица лучших дум певца» [II; 7] вдруг уподобляется им «блину с сметаной» [II; 139]. Карикатурный эффект достигается не только низведением неба на землю, но и смешением разностилевой лексики: книжной («небесные тела», «млечный» «путь»), поэтической («лик», «на небесах», «туманной»), разговорной («блин с сметаной»).
Сниженный образ луны появлялся в творч. Л. и раньше — в поэме «Сашка» («Луна катится в зимних облаках, / Как щит варяжский или сыр голландской» [IV; 44], 1839 г.). Как и в «Сашке», в «Посреди…» сквозь внешнюю шутливость прорывается грусть. Комическое в творч. Л. зачастую оборачивается трагическим. За внешне веселой пародией в «Посреди…» проглядывает душевная тревога лирич. героя. Бесприютный странник, он с тоской смотрит на праздничную луну, вечно отмечающую Масленицу.
Ю.Н. Сытина
Лит.: 1) Альтман М.С. Заметки о Лермонтове // Ученые записки Горьковского государственного университета. Серия историко-филологическая, 1964. В. 72. Т. 2. — С. 759–769; 2) Сакулин П.Н. Земля и небо в поэзии Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва «В.В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 1–55; 3) Усок И.Е. Герой лирики Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения. — М.: Наука, 1964. — С. 202–235; 4) Чистова И.С. «Посреди небесных тел» // ЛЭ. — С. 437.
Т.А. Алпатова
Ю.Н. Сытина