«ПОСВЯЩЕНИЕ» («ПРИМИ, ПРИМИ МОЙ ГРУСТНЫЙ ТРУД…») (1830).

Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1859, т. 127, № 11, отд. 1, с. 254–55.

В тетради Л. это ст. находилось на одном листе со списком действующих лиц трагедии «Испанцы», поэтому исследователи определяют его как вариант посвящения к трагедии (ср.: «Не отвергай мой слабый дар…»).

В астрофической композиции ст. юный Л. стремится последовательно развернуть этапы психологического движения: посвящая «грустный труд» той, которой «уж нет…», герой оказывается способен вновь пережить былые чувства; эмоциональная динамика ст. — движение от горести к безнадежности («Уж нет ее, и слез уж нет — / И нет надежд…» [I; 125]), а затем — к чувству отчужденности от общества, «надменного глупого света». В финале ст. звучит характерный для лермонтовской лирики в целом мотив избранничества, особой судьбы гения, наделенного высоким даром и вместе обреченного на страдания и одиночество. Воплощением этой идеи высокого призвания искусства становится в ст. и образ Кавказа («Мой гений сплел себе венок / В ущелинах кавказских скал…», [I; 125]); т.о. юношеское посвящение Л. сближается с кругом его произведений, объединенных кавказскими мотивами (ср. «Синие горы Кавказа, приветствую вас…» и мн. др.).

Ст. положили на музыку К. Кнепфер, А. Н. Дроздов [2].

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Посвящение («Прими, прими мой грустный труд..») // ЛЭ. — С. 435.; 2) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова