«ПРЕЛЕСТНИЦЕ» («Пускай ханжа глядит с презреньем…») (1832).

Черновой автограф — ИРЛИ, тетр. IV. Авторизов. копия — тетр. XX. Впервые опубликовано (без первых двух стихов и с частичными заимствованиями из чернового автографа): «Отеч. зап.», 1859, № 7, отд. 1, с. 61–62.

Поэтическое обращение к женщине — жертве «людского предубежденья» и презренья света — выдержано в ст. в русле общеромантической традиции противопоставления яркой личности и толпы, искренности и ложных «приличий»; именно поэтому в лермонтовском тексте так заметно оказалось воздействие пушкинского обращения к героине-отщепенке («Когда твои младые лета…», 1829 г.

Лирическая композиция лермонтовского ст. основывается на сопоставлении двух героев, причем женский характер оказывается как своеобразным «зеркалом», так и опорой для лирического героя в его противостоянии «идолам света» (воплощением чего и становятся сравнительные конструкции: «Как ты, не знаю в нем предмета / Ни сильной злобы, ни любви…»; «Как ты, кружусь в веселье шумном…»; [II; 29]). В итоге «беззаконный союз» оказывается единственно истинным, — в отличие от лживых общепринятых отношений, он построен на истинном родстве душ, взаимном уважении и любви, и потому только он способен привести к счастью. Основанная на двойном противопоставлении концовка-пуант в ст. («Мы будем счастливы, как можем, / Они пусть будут, как хотят!»; [II; 29]) окончательно подводит итог размышлениям лирического героя, словно бы закрепляя сделанный выбор — идти раз избранным путем, не соглашаясь ни на какие компромиссы с общепринятыми условностями.

Это ст. позднее послужило основой для другого ст. Л. — «Договор», исходной лирической ситуацией, отдельными мотивами и поэтическими реминисценциями связанным с поэтическим посвящением «Прелестнице».

Ст. положил на музыку В. В. Волошинов [8].

Лит.: 1) Дурылин С. Как работал Лермонтов. — М.: ОГИЗ, 1934. — С. 41–42; 2) Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. — Пенза: Кн. изд-во, 1962. — С. 58–60; 3) Лернер Н.О., <Комментарии> // Пушкин А.С., Собр. соч.. — Т.. 5, СПБ, 1911, с. XXVII; 4) Назарова Л.Н. Прелестнице // ЛЭ. — С. 444; 5) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. – С. 431–432; 6) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1973. — С. 139–140, 166; 7) Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова // ЛН. Т. 43–44. — С. 72.; 8) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова