«ПРИМИТЕ ДИВНОЕ ПОСЛАНЬЕ…» (1832).
Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 24. Впервые опубликовано: «Русская старина», 1873, т. 7, № 3, с. 402–403. Датируется августом 1832 г.
Ст. открывает письмо Л. к С.А. Бахметевой, которое было написано вскоре после приезда в Петербург и проникнуто неблагоприятными впечатлениями от города: «Экспромтом написал я вам эти стихи, любезная Софья Александровна, и не имею духу продолжать т.о.. — В самом деле; не знаю отчего, поэзия души моей погасла» [VI; 412]. Характерные черты поэтического послания в тексте — элементы «домашней» семантики, намеки, понятные лишь адресату и близким людям (ср. «Оно не Павлово писанье, / Но Павел Вам отдаст его» [II; 57] — шуточное указание на то, что письмо поэта Бахметевой должен был передать его двоюродный дядя, Павел Александрович Евреинов), разговорная, свободная интонация, — сближают ст. с традицией карамзинско-пушкинской школы дружеского послания. Противопоставление Петербурга как холодного, мрачного, проникнутого официозом города доброй и гостеприимной Москве также напоминает мотивы некоторых пушкинских посланий (ср. «Нет милых сплетен — все сурово, / Закон сидит на лбу людей; /Все удивительно и ново — /А нет не пошлых новостей! / Доволен каждый сам собою, / Не беспокоясь о других, / И что у нас зовут душою / То без названия у них!..» [VI; 411] — «Здесь город чопорный, унылый, / Здесь речи — лед, сердца — гранит; / Здесь нет ни ветрености милой /Ни муз, ни Пресни, ни харит», А.С. Пушкин «Ответ», впервые опубликовано: «Литературная газета», 1830, № 3 от 11 января, стр. 21; III, 211).
Развивая тему обманчивости романтических надежд, Л. также иронически переосмысливает образ моря, обыгрывая при этом строку из ст. Н.М. Языкова «Пловец» («Я в роковом его просторе / Великий дум не почерпнул…» — «В роковом его просторе / Много бед погребено», впервые опубликовано в альманахе «Денница» на 1830 г.).
Лит.: 1) Аринштейн Л.М. «Примите дивное посланье…» // ЛЭ. — С. 445; 2) Тодд III, У.М. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху. — СПб.: Академический проект, 1994. — 205с.
Т.А. Алпатова