«ПРИВЕТСТВУЮ ТЕБЯ, ВОИНСТВЕННЫХ СЛАВЯН…» (1832).

Автограф — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые опубликовано в журнале «Современник» в 1857 г. (т. 65, № 10, отд. 1, с. 190).
Датировка «1832 г.» связывается с посещением Л. Новгорода, которое произошло в начале августа. И.Л. Андроников высказывал предположение, что ст. написано еще до выезда поэта из Москвы, что не согласуется с содержанием ст. — описанием именно «первой встречи» юного поэта с городом — колыбелью «славянской вольности».

Интерес к образу вольного Новгорода возник в русской литературе еще в XVIII в. и первоначально был связан с образом легендарного новгородского князя Вадима, размышления о мотивах поступка которого (согласно летописному преданию, восстал против Рюрика и был убит) стали материалом для диаметрально противоположных историко-политических концепций нескольких драматургов (Екатерина II: «Историческое представление из жизни Рюрика», 1786; Я.Б. Княжнин: «Вадим Новгородский», 1789 и др.). Развернутое размышление об исторических уроках новгородской вольности и их значении для духовного мира героя-современника содержалось в главе «Новгород» «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Интересные размышления о судьбе Новгорода и смысле его «уроков» в истории России присутствовали и в творчестве Н.М. Карамзина («Марфа Посадника, или Покорение Новагорода», «История государства российского»). С начала XIX в., и особенно 1820-х гг. тема вольного Новгорода становится одной из устойчивых в литературе гражданского романтизма, прежде всего у поэтов-декабристов. Эту литературную традицию во всем ее многообразии и усваивал Л.

Его обращения к «новгородскому» мотиву не единичны (см. стих. «Новгород», поэму «Последний сын вольности»). Центральный символический образ в отрывке 1832 г. — «колокол на башне вечевой» [II; 46] (ср. возвращение этого образа в более позднем стих. «Поэт» (1839): «Твой стих, как Божий дух, носился над толпой / И, отзыв мыслей благородных, / Звучал как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных» [II; 119]). Л. романтизирует изображение истории: его Новгород — «святая колыбель» «воинственных славян», мир гордых и прекрасных героев прошлого, которых уже нет в настоящем. Так возникает характерное для романтического восприятия истории противопоставление настоящего и прошедшего, определяющее эмоциональное звучание стих.: « — Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет? / Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?…» [II; 46].

Стихотворение было иллюстрировано художником В. Лопялло.

Лит.: 1)Андроников И.Л. <Комментарии> // Лермонтов М.Л. Собр. соч.: Т. 1. — М.: Худ. лит., 1964. — С. 585; 2) Архипов В. М.Ю. Лермонтов. Поэзия познания и действия. — М., 1965. — С. 155–56; 3) Жаворонков А.В. «Приветствую тебя, воинственных славян…» // ЛЭ. — С. 445; 4)Нейман Б.В. Пушкин и Лермонтов. Из наблюдений над стилем // Пушкин. Сб. статей. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 439; 5)Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 422–423; 6)Федоров А.В. Лермонтов и литература его времени. — Л.: Худ. лит., 1967. — С. 72–74.

Т.А. Алпатова