«ПУСКАЙ ПОЭТА ОБВИНЯЕТ...» (1830–1831?).
Автограф неизв. Копия — ИРЛИ РАН, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 32. Впервые опубликовано: «Саратовский листок», 1876, № 43, от 26 февраля.
Ст. восходит к пушкинскому мотиву вольной поэзии («Поэт», 1827; «Поэт и толпа»,1828; «Поэту», 1828), продолжая тему независимости искусства от мнения «толпы непросвещенной» (А.С. Пушкин), от моды и влияния «среды». «Насмешливый, безумный свет» не может помешать свободному вдохновению в поисках новых чудных песен:
Свободно мчится песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья [I, 305].
Значение поэта состоит, по мнению Л., в его самостоятельности и сосредоточенности на себе самом («Я сам собою жил доныне»). И это — не горделивое презрение к общественному мнению, но — желание не растерять в бесплодных спорах драгоценный дар небес — творческое вдохновение, которое не терпит суеты. Отсюда и стремление оградить свой внутренний мир, душевный покой от «насмешливого света». Тем более что опорой поэтической лиры служит яркое и светлое чувство любви. Оно дарит ощущение покоя и гармонии, когда можно, условно говоря, дышать полной грудью, «не беспокоясь, не страдая, не отворачивая глаз» [I; 305]. Ясно и полно выражается через любовь чувство жизни настоящей, духовно значимой и светлой. Лирическое настроение данного отрывка заметно отличается от позднего периода творчества Л., когда ведущим пафосом становится чувство горечи, разочарования и одиночества («Нет, не тебя так пылко я люблю», «Расстались мы…» и др.).
Лит.: 1) Миллер О.В. «Пускай поэта обвиняет» // ЛЭ. — С.455.
Л.И. Шевцова