«РЕБЕНКА МИЛОГО РОЖДЕНЬЕ» (1839).

Автограф — Фонд А.А. Лопухина — РГИА; раздел «Письма», письмо № 34. Печатается по cоч. изд. Академической библиотеки (т. 4, 1911, с. 335).

Ст. посвящено сыну Алексея Александровича Лопухина — Александру, который родился 13 февраля 1839 года. А.А. Лопухин — московский чиновник из рода Лопухиных, камергер, действительный статский советник (1864). Известен главным образом как университетский приятель Л.

Ст. представляет собой поздравление по случаю рождения младенца. Ст. включено в поздравит. письмо отцу ребенка (конец февр. — первая пол. марта 1839). Л. приносит извинения за то, что «долго… не отвечал и не поздравлял» (соответственно: «мой запоздалый стих» [II; 120]) и иронически комментирует свое произв.: «Кстати о стихах; я исполнил обещание и написал их твоему наследнику, они самые нравоучительные (à l’usage des enfants)». «Заключенная в скобки франц. фраза двусмысленна: «для детского употребления»» [1]. Далее следует текст ст., после чего Л. продолжает: «Je desire que le sujet de ces vers ne soit pas un mauvais sujet» («Хотел бы, чтобы предмет этих стихов не стал негодником»). Здесь непереводимая игра слов: «sujet» (франц.) — «сюжет», «предмет худож. произв.»; «mauvais sujet» — «плохой сюжет» и одновременно — «негодный мальчишка». «Увы! — продолжает Л., — каламбур лучше стихов!» [VI, 448–49].

Содержание ст. — поздравительная речь в честь новорожденного («Да будет с ним благословенье / Всех ангелов небесных и земных!» [II; 120]), а также пожелания, сопряженные с филос. размышлениями о воспитании гражданина Отечества, истинного христианина:

Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим [II; 120].

В ст. обозначена тема противостояния души человека искушениям и соблазнам мира сего. Автор, думая о грядущей жизни младенца, мечтает, чтоб он, узнав ложь и коварство «света», остался «душою бел и сердцем невредим» [II; 120]. Поэт не морализирует, а утверждает в ст. этику добродетели. Л. воспринимает добро как основу воспитания «именно в его причастности высшему благу, как субстанциональную реальность человеческого бытия, освященного светом религии» [2]. По справедливому замечанию И.А. Киселевой «религиозная этика является «нервом» художественной системы поэта, и именно нравственно-религиозный аспект существования человека имеет высокий мироустрояющий смысл» [2].

Лит.: 1) Аринштейн Л.М. «Ребенка милого рожденье» // ЛЭ. — С. 463–464; 2) Киселева И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: Монография / Под ред. В.Н. Аношкиной. М.: МГОУ, 2011. —С. 199.

А.А. Юрлова