«РУССКАЯ МЕЛОДИЯ» (1829).

Автограф ст. хранится в ИРЛИ (оп. 1, № 2 (тетрадь 11), л. 10–10 об), там же хранится копия автографа (оп. 1, № 21 тетр. XX), л. 11.). Впервые опубликовано в журнале «Отеч. зап.» (1859, т. 125,.№ 7, отд. I, стр. 18). В автографе зачеркнута приписка Л. в скобках: «Эту пьесу подавал за свою Раичу Дурнов — друг — которого поныне люблю и уважаю за его открытую и добрую душу — он мой первый и последний» [I; 388–389].

«Русская мелодия» — первое обращение Л. к народной традиции, фольклорному творчеству. Живо интересуясь своим легендарным предком — шотландским бардом Томасом Лермонтом, и, вероятно, прочитав «Народные мелодии» Т. Мура (о чем позволяет думать название ст.) Л. уподобляет поэта «простому», «свободному», «бескорыстному» певцу с «балалайкою народной» [I; 34], а поэтическое творчество — созданию песни, посвященной возлюбленной: «Он громкий звук внезапно раздает, / В честь девы милой сердцу и прекрасной — / И звук внезапно струны оборвет, / И слышится начало песни!» [I; 34].

Художественный стиль «Русской мелодии» отличен от созданной в то же время «Русской песни» и еще целого ряда произведений, написанных по мотивам русского фольклора и объединенных названием песня. Л.М. Аринштейн отмечает, что мелодия у Л. «обладает напевностью, вниманием к созвучиям», тогда как песня «отличается изломанностью строфики и ритмико-интонационного рисунка» [1; 493].

*Лит.: 1) Аринштейн Л.М. Русская песня // ЛЭ. — С.493. 2) Висковатов П.А. Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Современник, 1987. — 494 с. 3) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 417–491.

К.А. Поташова