«М.А. ЩЕРБАТОВОЙ» (1840).

Автограф — РГАЛИ, ф. 276, Оп. 1, №8, копия: ИРЛИ, оп. 1, № 15, т. XV, л. 10 об. Впервые опубликовано в 1842 году в журнале «Отеч. зап.» (Т. 2, № 1, отд. 1, С. 126).

Ст. «М.А. Щербатовой» (1840) посвящено молодой вдове Марии Алексеевне Щербатовой (ок. 1820–1879), которой Лермонтов был увлечен в 1839–1840 гг. Оно состоит из двух частей: в первой части героиня показана как дитя своей родной украинской природы и противопоставлена высшему свету. Высший свет характеризуются как «беспощадный» и «ледяной», здесь царит несвобода («светские цепи»), усталость («блеск утомительного бала»). Героиня несет в себе «приметы» «юга родного». Внешний образ героини строится по принципу синтаксического параллелизма (прием, заимствованный из фольклора): «уста ароматны», как украинские ночи, глаза «сини и прозрачны», как южное небо, ласки жгучи и нежны, как «ветер пустыни», румянец подобен зреющей сливе, а кудри отливают золотом солнца.

Вторая часть ст. посвящена духовному миру героини. Поэт показывает Щербатову как цельную личность, которая сохраняет в себе чистоту ребенка и православную веру: «В надежду на Бога / хранит она детскую веру». Поэта привлекает в героине ее внутренний покой, который позволяет ей сносить от окружающих «насмешки и зло».

Покой — ключевое понятие для православного мироощущения [6]. К нему обращается Л. в ст. «Мой дом» (1830– 1831). Именно пребывание в Боге дает чувство покоя и определяет те качества, которые привлекают поэта в героини: ее цельность, чувство собственного достоинства, способность сопротивляться страстям и верность, сильное, глубокое чувство, умение по-настоящему любить. Замечательно, что Лермонтов стремится определить национальные основы духовности: «следуя строго печальной отчизны примеру», «как племя родное». Видимо, это связано с духовными исканиями позднего поэта, для которого тема Отечества выступает на первый план.

Лит.: 1) Альбеткова Р.И. Человек и природа в лирике Л. 1837– 1841 гг. // Традиции и новаторство в русской литературе. — М.: Просвещение, 1973. — С. 58–75; 2)Андроников И. Л. Комментарии // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4-х т. — М.: Худ. лит., 1964. — Т. 1. — 480 с.; 3) Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13т.. — М.;Л.: Худ. лит., 1953–1959. — Т. 6. — 650 с.; 4) Заславский И. Я. М.Ю. Лермонтов и украинская поэзия. — Киев: Днипро, 1977. — С. 13–19; 5) Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. — Пенза: Кн. изд-во, 1962. — 79 с.; 6) Котельников В. А. «Покой» в религиознофилософских и художественных контекстах // Русская литература. 1994. — № 1. — С. 3–41; 7) Коровин В.И. Наблюдения над метафорой и сравнением в лирике Лермонтова 1837–1841 гг. // Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. — М., 1957. — Т. 115. В. 7. — С. 395–411; 8) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. — М.-Л.: Наука, 1964. — 266 с.; 9) Найдич Э.Э. Стих. «М.А. Щербатовой» (Л. и Е. П. Гребенка) // М.Ю. Лермонтов. Сб.статей. — Ленинград: АН СССР, 1980. — С. 403–408; 10) Пигарев К. Романтическая поэзия в ее соотношении с живописью // Романтический реализм. — М.: Просвещение, 1973. — С. 434; 11) Розанов И. Лермонтов в истории русского стиха // ЛН. Т. 43–44. — М.: Изд. АН СССР, 1941. — С. 446–447.

Е.А. Федорова (Гаричева)