«СИНИЕ ГОРЫ КАВКАЗА, ПРИВЕТСТВУЮ ВАС…» (1832).

Автограф — ИРЛИ (IV тетр.). Впервые опубликовано (с пропусками): «Отеч. зап.», 1859, № 7, с. 60–61. Последний абзац при первой публикации разбит на стихотворные строки.

Ст. является лирическим воспоминанием поэта о пребывании ребенком на Кавказе и представляет опыт ритмической прозы поэта. В тексте четко прослеживается трехсложный метр. Как можно судить по вариантам автографа, работа Л. над текстом шла в сторону ритмизации и благозвучия текста. Условное разбиение синтаксических конструкций на соотносимые между собой отрезки при помощи ритмических пауз в качестве доминирующего размера мог быть определен пятистопный дактиль. Поэт последовательно привносит в произведение аллитерацию, например, в последней редакции — «бежит безымянная речка», тогда как было — «крутится безымянная речка» и, в другом варианте — «шумит безымянная речка». В процессе работы над текстом художественный стиль произведения совершенствуется в сторону плавности звучания, акварельности слов и образов, последние конкретизируются, обретают импрессионистическое звучание. Так «время» изменяется на «минуту», глагол «оробеют» меняется на передающее психологическую глубину и более поэтическое слово, — в «смущеньи», «время», «минута», «миг» меняются на «мгновенье» (например, в окончательном варианте: «тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею», тогда как в черновых: 1) «тот жизнь презирал слабодушный, тот жизнью гордился!»; 2) «тот жизнь презирает, но ее гордится»; 3) «тот жизнь презирает, но ею в то время гордился!»; 4) «тот жизнь презирает, но ей в ту минуту гордился!»; 5) «тот жизнь презирает, но ей в тот миг он гордился!» [см.: II; 261–262]. В этом ст. ярко проявилась способность Л. к словесной живописи.

Исследователи отмечали, что «первый отрывок близок по теме и образам к началу поэмы «Измаил-Бей» [3; 506], над которой поэт работал примерно в то же время, как писал это произведение. Не раз говорилось, что выражение «Воздух там чист, как молитва ребенка» варьировалась в романе «Герой нашего времени («Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка», повесть «Княжна Мери», запись 11 мая). У Л. образ Кавказских гор выступает как символ безгрешного существования, образ возможного рая на земле, заключающегося в безгрешности мыслей и чувств.

Лит.: 1) Дурылин С. Как работал Лермонтов. — М.: Изд. «Мир». 1934. — С. 26; 2) Киселева И.А. М.Ю. Лермонтов. Эстетика пространства и этический идеал покаяния // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — М., 2006. — №1. — С. 103–107; 3) Назарова Л.Н. «Синие горы Кавказа, приветствую Вас…» //ЛЭ. — С. 505–506; 4) Нейман Б.В. Пушкин и Лермонтов. Из наблюдений над стилем // Пушкин. Сборник статей. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 328; 5) Шувалов С.В. Мастерство Лермонтова// Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 276.

И.А. Киселева