«СЛОВА РАЗЛУКИ ПОВТОРЯЯ…» (1832).

Автограф — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX)» л. 49 об. Впервые опубликовано: «Саратовский листок», 1876 г. (1 января, № 1).

Ст. Л. (1832), написанное в форме лирич. монолога, обращенного к возлюбленной. Являясь «скрытым диалогом» Л. [10; 510] с любимой женщиной о вечности, о жизни вне земного бытия, «о своем разрыве с прошлым и неверии в будущее» [10; 510], произв. насыщено философской рефлексией, определяющей своеобразный эскапизм героя, кот. не желает принимать мысль о смерти и вечности. И прошлое, и будущее не имеет для него ценности, поскольку жизнь романтического страдальца воспринимается им как мучительный «краткий путь» в инобытие, пугающее его своей неопределенностью [II; 54]. И потому «герой ст., измученный кратким земным путем, воспринимает вечность как чуждую, грозящую внутр. разрушением силу» [10; 510]: «Меня раздавит эта вечность, / И страшно мне не отдохнуть!» [II; 54].

Поэту чужд грех противления жизни, им не отрицается загробная жизнь, но вместе с тем, он считает достойным ее не себя, а свою ангелоподобную возлюбленную: «Двух жизней сердцем ты достойна!// А мне довольно и одной» [II; 54]. В ст. развит мотив трагического разлада между реальностью, в кот. пребывает лирический герой, воспринимаемый жизнь как цепочку страданий, и мировоззренческими установками лирической героини, имеющими нравственно — этическую характеристику («Полна надежд душа твоя» [II; 54]). Л. герой, в отличие от любимой им когда — то женщины, не надеется и не верит: изнемогая от душевных страданий под ношей бытия, не знает ни будущего, ни целей настоящего (Еккл.3:11; 11:5, 7; 14) и, не находя идеалов в земной жизни, он пытается не думать о вечном и не хочет «пускаться в бесконечность» [II; 54] горестных размышлений о нравственных ценностях высшего порядка, о «мире святом», кот. он считает себя недостойным [II; 54]: вот почему даже и «утрата «земного» прошедшего, земных ценностей бытия … переживается поэтом как трагически-необратимая и ничем не восполнимая» [10; 510]. Любовь выступает связующей нитью времен, духовной константой бытия, обожествляющей мир силой, с утратой кот. на Земле становится ненужным посмертное бытие души. Лирический герой пытается найти духовную опору в воскресающей красоте любви, но услышав «слова разлуки» из драгоценных уст возлюбленной, переживает в одиночестве страшную трагедию, лишающую смысла дальнейшее существование: он бросает в лицо героини горькую фразу, завершая свой диалог с ней глубоко осмысленной сентенцией о преходящей славе земных ценностей, кот. можно рассмотреть в соответствии с библейскими аксиомами: «Небо — небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113: 24) и «Земля еси, сказал ему Господь, и в землю отыдеши» (Быт. 3: 19):

Я схоронил навек былое,
И нет о будущем забот,
Земля взяла свое земное,
Она назад не отдает!.. [II, 54].

Т.о., уже в ст. раннего периода, душа поэта полна глубоко философских размышлений об истинных ценностях и антиномиях земного бытия, кот. для него в позднем творчестве будут выражены в жажде «свободы и покоя» за гранью земного измерения в божественном приобщении к тайнам мироздания («Выхожу один я на дорогу…»).

Лит.:1)Бурцева Е.А. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова// Литература в школе. — 2010. — №11. — С. 10–13; 2)Бронская Л. И. «Юношеская любовь» в лирике М. Лермонтова и О. Мандельштама // Проблемы изучения и преподавания творчества М. Ю. Лермонтова. Ставрополь, 1991. — С. 75–77; 3)Владимирская Н.М. Метафизика любви в лирике М. Ю. Лермонтова// Художественный текст и культура Тез. докл на междунар. конф. Владимир, 1997. — С.28–30; 4)Головинова Н.В. Концепт «Женщина» в индивидуально-авторской картине мира М.Ю. Лермонтова: особенности парадигматики [Электронный ресурс] // Конференция: [сайт] / Кемеровский гос. ун-т. — Кемерово, 2001–2012. — URL: http://conference.kemsu. ru/GetDocsFile?id=12809&table=papers_fi le&type=1&conn=confDB (01.10.2 012); 5)Демиденко Е. Важнейшие мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова: тема Родины; тема поэта и поэзии; мотив одиночества; своеобразие любовной лирики: готовимся к сочинению.// Литература — Первое сентября. — 2004. — № 19. — С. 7–11; 6) Каштанова Е.Е. Лингвокультурологические основания русского концепта «любовь» (аспектный анализ). — Дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997. — 231 с.; 7) Козьмина М.А. Художественная концепция человека и мира в поэзии М.Ю. Лермонтова: Автореф. дис… канд. филол. наук / МГУ. — М., 1989. — 21 с.; 8)Кузнецова А.В. Концепт счастье в семантич. пространстве лирич. поэз. М.Ю. Лерм //Рус. слов. — 2003. — №7. — С. 28–32; 9)Мазниченко Е.В. Блок и Лермонтов: к вопросу о женском идеале // Вестник Новгородского гос. ун-та им. Ярослава Мудрого. — 2013. — № 72. — С. 40–43; 10)Миллер О.В., Шемелева Л.М. «Слова разлуки повторяя…»// ЛЭ. — С. 510; 11)Пугачев О.С. Полисемантичность феномена любви в лирике М.Ю. Лермонтова // Тарханский вестник. — Тарханы (Пензен. обл.), 2000. — Вып. 11. — С. 48–62; 12)Резник Н.А. Женский идеал в лирике М.Ю. Лермонтова: (к вопросу о национальных истоках творчества поэта) // Литературные отношения русских писателей XIX — начала XX в. — М., 1995. — С. 113–122; 13)Савинков С.В. «Что значит красота?»: Образ «чудной девы» в лирике Лермонтова // Восток — Запад: пространство русской литературы и фольклора. — Волгоград, 2006. — С. 734–740; 14)Свердлов М. Поэзия Лермонтова: [философ. лирика, стихи о природе, любовная лирика]// Литература — Первое сентября. — 2000. — № 44. — С. 5.; 15)Скрыльникова А.Ю. Концепты «тоска» и «разлука» в аспекте русской ментальности// Современный русский язык в лингвокульторологическом пространстве Липецк: ЛГПУ, 2007. С.142– 157. 16) Старостин Б.А. Мотивы (Любовь)// ЛЭ. — 308–310; 17) Щеблыкин И.П. Искренность и честь в системе этических представлений М.Ю. Лермонтова: (Ранняя лирика поэта) // М.Ю. Лермонтов: Проблемы идеала. Куйбышев; Пенза, 1989. — С. 5–17.

О.В. Сахарова