«СМЕЛО ВЕРЬ ТОМУ, ЧТО ВЕЧНО...» (1832).
Автограф хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 48. Впервые опубликовано в газете «Саратовский листок» за 1876 г. (1 января, № 1).
Ст. Л. раннего периода творчества, («одно из немногих ст. Л., написанных сплошными женскими рифмами» — [9; 511]), кот. содержит «распространенный в его лирике 1830 — 32 мотив: вечное, непреходящее есть высшая ценность; скоротечные радости бытия обманчивы и непостоянны» [9; 511]. Воспринимается как философское послание, монолог, близкому другу, хотя в основе своей обращено к себе.
В произв. поэт декларирует вечные ценности бытия — «… вечность у Л. в духе ср.-век. традиции противопоставляется времени как неизменное и нетленное изменчивому и преходящему, как преизбыток, «море жизни», истинное бытие — обманчивому» [15; 307]: «Смело верь тому, что вечно, / Безначально, бесконечно. / Что прошло и что настанет, / Обмануло иль обманет» [II; 45]. Душа — тайник, вмещающий вселенную, кот. вписана в дихотомию любовь — ненависть, вера — неверие, миг — вечность. Поэтическое «Я» ищет спасения в чистой, одухотворяющей любви, но не находит ее в настоящеми не видит в будущем, хотя в глубинах философского познания и живет надежда на спасение от духовного одиночества в земной любви. Поиск «души родной» для Л. героя становится смыслом жизни, а самая способность сердечного друга на эмпатию воспринимается как одно из духовно-аксиологических черт характера. Возникает образ пустыни как места забвения земных мук и страданий любви, место, где поэту открываются новые горизонты нравственно — религиозного познания. Поэт видит, что «мир весь во зле лежит» (1 Иоанн. 5: 19) и утрачены истинная любовь и верность, кот. в его аксиологической системе координат имеют непреходящую ценность:
Все на свете редко стало:
Есть надежды — счастья мало;
Не забвение разлука:
То — блаженство, это — мука [ II; 45 ].
Л. призывает трепетно хранить любовь от посягательств мира, кот. ненавидит и высмеивает искренние проявления чувств и не разменивать счастье в любви на сиюминутные земные увлечения:
Если сердце молодое
Встретит пылкое другое,
При разлуке, при свиданье
Закажи ему молчанье. [II; 45].
Образ сердца как носителя истинных чувств не просто дань романтической традиции, но и перекликается с наставлением преп. Серафима Саровского [10]: «Что есть в сердце лучшего, того мы без надобности обнаруживать не должны, ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно как сокровище хранится во внутренности сердца. Не всем открывай тайны сердца своего» [16].
Т.о., в ранней поэтической медитации поэт рассматривает глубоко философскую проблему своей поэтической метафизики: духовный смысл счастья в любви, трагедию гибнущих в разлуке двух сердец, вопрос веры в истинные ценности бытия, кот. порой бывает так трудно увидеть среди суеты и шумной маскарадности светской жизни.
Лит.: 1)Владимирская Н.М. Мотивы земного и небесного в контексте духовных исканий М.Ю. Лермонтова 1829–1832 годов// Художественный текст и культура. Тезисы докладов Всерос. научной конференции. — Владимир, 1993. — С. 27–29.; 2)Влащенко В. «Из пламя и света рожденное слово»: [опыт соврем. интерпретации лирики М.Ю. Лермонтова]// Литература — Первое сентября. — 2005. — № 8. — С. 36–43; 3) Гуревич А. М. «Земное» и «небесное» в лирике Лермонтова //Извест. АН СССР. — Серия «Литература и язык» — 1981. — № 4. — С. 303–311; 4)Демиденко Е. «Мчись же быстрее, летучее время…»: образ времени в поэзии Лермонтова // Литература — Первое сентября. — 2005. — № 14. — С. 40–45; 5)Дрыжакова Е. Оппозиция “добро–зло” в лир. Лермонтова //Михаил Лермонтов. 1814–1989. Норвичский симп. Нортфилд, Вермонт, 1992. — С. 53–68; 6)Дурылин С.Н. Россия и Лермонтов (к изучению религиозных истоков русской поэзии) // Христианская мысль. — 1916. — № 2. — С. 137–150; 7)Дякина А.А. Христианские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова//Собор. Альм. по религиов. — Вып. 2. — Елец, 2000 — С. 167–176; 8)Зотов С.Н. Интеллектуальное переживание Библии в ранней лирике М.Ю. Лермонтова и поэме «Демон» // Первое произведение как семиологический факт. — СПб.; Ставрополь, 1997. — Вып. 2. — С. 89–96. — Библиогр.: С. 95–96.; 9)И.Ч. «Смело верь тому, что вечно…» // ЛЭ — С.511; 10)Киселева И.А. «Тесный путь спасенья»: Лермонтов и преподобный Серафим Саровский // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». — 2011. — №5. — С. 95–101; 11)Ктитарев Я.Н. Вопросы религии и морали в русской художественной литературе: Лермонтов // Педагогический сборник — 1910. — №9, ч. неофиц. — С. 175– 212; 12) Милевская Н.И. Божественое и демоническое у М.Ю. Лермон’84sтова // Русский литературный альманах — М., 2004. — С. 189––203; 13) Моторин А.В. Жребий Лермонтова // Христианство и русская литература. Вып. 3. — СПб., 1999. — С. 151––163; 14)Полукарова Л.В. Художественное пространство и время в лирике Лермонтова// Тарханский вестник. — 2000. — Вып.11. — С. 62––67; 15)Роднянская И.Б. Мотивы (Время и вечность ) // ЛЭ — С. 307––308; 16)Серафим Саровский, преп. Духовные наставления инокам и мирянам. Электронный ресурс. Код доступа: http://azbyka.ru/otechnik/?Serafi m_Sarovskij/nastavlenia=26. Дата обращения: 06.07.2014; 17)Строганов М.В. Лермонтов и наука о человеке его времени. К вопросу о формировании психологизма в литературе // Филология — Filológica. 1993. — № 1. — С. 50––55; 18)Усок И.Е. Время в лирике М.Ю. Лермонтова// Искусство слова: сб. статей 80 — летию чл. — корр. АН СССР Д.Д. Благого. М.: Наука, 1973. — С. 151––160; 19) Шувалов С.В. Религия Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник — М. — Пг., 1914. — С. 135––164.
О.В. Сахарова