«СМЕРТЬ» («ОБОРВАНА ЦЕПЬ ЖИЗНИ МОЛОДОЙ…») (1830–1831?).
Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 16–16 об. Впервые опубликовано: «Северный вестник» (1889, № 2, отд. I, с. 123–124).
Раннее ст. Л. (1830 или 1831), носящее исповедальный и глубоко личный характер. Боль от пошлости, обмана, суетности жизни опустошает лирич. героя, порождает в нем стремление к смерти, понимаемой как возвращение «домой». Но «дом» этот рисуется поэтом как небытие, определяется через отрицание: «Пора туда, где будущего нет, / Ни прошлого, ни вечности, ни лет; / Где нет ни ожиданий, ни страстей, / Ни горьких слез, ни славы, ни честей» [I; 283]. Земная жизнь, наполненная «бездушными удовольствиями», «пытками бесполезных дум», «коварной любовью» дев, приносит жаждущему подлинных чувств сердцу невыносимые страдания. В отчаянии лирич. герой обращается к Богу. Он не взывает о прощении или помощи, признает справедливость возможной кары и просит только об одном — быть «дальше, дальше от людей» [I; 283].
Решительность интонации лирич. героя и силу обуревающих его эмоций передают пятистопный ямб в сочетании с попарным чередованием мужских рифм.
Лит.: 1) Афанасьев В.В. Лермонтов. — М.: Молодая гвардия, 1991 г. — 560 с.; 2) Игумен Нестор (Кумыш) Тайна Лермонтова. — СПб.:Филологический факультет СПбГУ, 2011. — 340 с.; 3) Киселева И.А. Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система: монография. — М.: МГОУ, 2011. — 314 с.; 4) Михайлов В.Ф. Лермонтов. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 624 с.; 5) Шувалов С.В. Религия Лермонтова // Венок М.Ю. Лермонтову: Юбилейный сборник. — М.; Пг.: Изд. т-ва «В.В. Думнов, наследники бр. Салаевых», 1914. — С. 135–164.
Ю.Н. Сытина