«СОЛНЦЕ ОСЕНИ» (1830–1831).

Список хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 25 об. Автограф не известен. Впервые опубл. в «Сев. вестник» (1889, № 3, отд. 1, стр. 88–89).

Юношеское ст. Л. Б.М. Эйхенбаум писал о возможной связи образов ст. с историей взаимоотношений Л. с Н.Ф. Ивановой. Бесприютные картины осенней природы сопоставляются в ст. с душевными переживаниями лирического героя. Как холодный луч солнца не способен обогреть «дерево, колеблемое ветром», «сырую степь» («И все, что может чувствовать и видеть, / Не могут быть согреты им…» [I; 297]), так и огонь в душе героя не может зажечься от общения с людьми, единожды его обманувшими («…в нем все жив огонь, но люди / Его понять однажды не умели / <…> Зачем вторично сердцу подвергать / Себя насмешкам и словам сомненья?» [I; 297]. Л. создает два ряда сопоставляемых образов (прощальный свет солнца — угасающий огонь души), которые близки по своему визуальному и кинестетическому решению. Так, «бледному, мертвому» лучу солнца, «прощальному взгляду / Великого светила» [I; 297] соответствует огонь в сердце героя, который «в глазах блеснуть не должен вновь» [I; 297]. Солнце не может согреть «все, что может чувствовать и видеть» [I; 297], а душевное тепло не способно зажечь взгляд лирического героя, в его сердце не разгорится жар чувств, который бы оживил его лицо («И он в глазах блеснуть не должен вновь / И до ланит он вечно не коснется» [I; 297]). Уподобление своих эмоций картине природы помогает лирическому герою Л. лучше понять себя, свои переживания, примириться с ними. Созданию образу такого самоанализа способствует и белый стих ст. с многочисленными переносами («Великого светила с тайной грустью / Обманутой любви; не холодней / Оно само собою, но природа / И все, что может чувствовать и видеть…» [I; 297]). Герой, отвергнутый возлюбленной, чувствует себя одиноким среди людей, не случайно в четвертой строке ст. создается образ «дерева, колеблемого ветром» [I; 297]. Боль неразделенных чувств отделяет героя от людского мира, только картины природы могут дать ему покой.

Лит.: 1) Аринштейн Л.М., Щемелева Л.М. Ивановский цикл // ЛЭ. — С. 181–182; 2) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1973. — С. 139, 165; 3) Чистова И.С. «Солнце осени» // ЛЭ. — С. 520; 4) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.; Л.: АН СССР, 1961. С. 312.

Н.В. Михаленко