«СОНЕТ» (1832).
Печатается по копии — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетрадь XX), л. 46. Автограф не известен. Первая публикация — «Сев. вестник» (1889, № 1, отд. I, стр. 21).
Ст. обращено к Н.Ф. Ивановой. Сонетная форма (единственный случай в творчестве Л.) помогает передать чувства, борющиеся в душе лирического героя. Если в первой строфе он свидетельствует, что его жизнь наполняют воспоминания о возлюбленной («Я памятью живу с увядшими мечтами…» [II; 36]), то во второй строфе говорится о тяжести этого состояния («Твоей улыбкою, волшебными глазами / Порабощен мой дух и скован, как цепями…» [II; 36]). В третьей и четвертой строфе подводится итог, объясняются антиномичные чувства героя. Возлюбленная сравнивается с античным божеством, его образом в мраморе. Обладая властью над душой героя, она не может ответить на его чувства. Перед божеством можно курить фимиам, но бессмысленно ждать от него сердечного тепла («Я знаю, ты любовь мою не презираешь, / Но холодно ее молениям внимаешь…»[II; 36]). Душевные муки лирического героя противопоставляются здесь спокойствию возлюбленной, безучастно принимающей его поклонение: «Так мраморный кумир на берегу морском / Стоит, — у ног его волна кипит, клокочет, / А он, бесчувственным исполнен божеством, / Не внемлет, хоть ее отталкивать не хочет» [II; 36]. Бурные эмоции героя разбиваются о холодность возлюбленной. Диалога между героями нет — он возносит ей моленья, она им внимает. Образ возлюбленной создается в ст. постепенно. Так, в первой строфе ст. она напоминает видение («…как месяц в час ночной / Между бродящими блистает облаками» [II; 36]), во второй строфе появляется ее портрет («Твоей улыбкою, волшебными глазами…» [II; 36]), в третьей она точно обретает плоть, соотносится с мраморной статуей («Так мраморный кумир на берегу морском» [II; 36]). В каждом из сравнений возлюбленная наделяется сверхчеловеческими качествами, особенно подчеркивается ее власть над душой героя. Благодаря сонетной форме, читатель понимает страдания героя, создается образ поиска ответа на мучающий его вопрос. Сравнение чувств героя с образом кипящей, клокочущей волны, а возлюбленной с мраморным кумиром подчеркивает, что герои по своей природе не могут быть вместе.
Лит.: 1) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Художественная литература, 1977. — С. 140; 2)Л.Н. «Сонет» // ЛЭ. — С. 523; 3) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. М.: Наука, 1964. – С. 430.
Н.В. Михаленко