«СОСЕДКА» («НЕ ДОЖДАТЬСЯ МНЕ, ВИДНО, СВОБОДЫ…») (1840).

Автограф — ИРЛИ, тетр. XV. Впервые опубликовано: «Отеч. зап.», 1842, № 2, отд. I, с. 127–28. Датируется мартом — апр. 1840 г. по воспоминаниям А.П. Шан-Гирея.

Ст., вероятно, было создано под впечатлением реальных впечатлений Л., находившегося под арестом за дуэль с Э. Барантом. А.П. Шан-Гирей, навещавший Л. в Ордонансгаузе, вспоминает: «Здесь написана была пьеса „Соседка“, только с маленьким прибавлением. Она действительно была интересная соседка, я ее видел в окно, но решеток у окна не было, и она была вовсе не дочь тюремщика, а, вероятно, дочь какогонибудь чиновника, служащего при Ордонансгаузе, где и тюремщиков нет, а часовой с ружьем точно стоял у двери…» [14]. П. Висковатый также свидетельствовал, что «Соллогуб видел даже изображение этой девушки, нарисованной Лермонтовым с подписью: „La joli fi lle d’un sous-offi cier“ [хорошенькая дочь одного унтер-офицера. — фарнц.]. Поэт с нею действительно переговаривался через окно» [3].

В целом ст. близко своеобразному циклу о «соседе» (см.: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед…»), «Сосед» («Погаснул день на вышинах небесных…»), возникающему в лирике Л. как бы в противовес иной тенденции — горьким размышлениям об одиночестве и обреченности вечно проводить жизнь без близкой души. Томясь в темнице, лирический герой «соседственного цикла» Л., тем не менее, обретает близкого, «соседа», и это не только скрашивает томительное заключение узника, но и свидетельствует: одиночество души в ее земных испытаниях — лишь иллюзия, где-то рядом так же томится духовно близкий человек, и почувствовав это, душа разрывает круг одиночества. То, что это происходит лишь в воображении, не разрушает поэтической мысли (ср. происходящее в сознании умирающего Мцыри желанное возвращение на родину): для романтиков мир воображаемый предстает не просто более ярким и привлекательным, нежели реальность, скорее, он и есть — настоящая духовная реальность, и потому, если в воображении, в мечтах, в собственном сознании человек нашел силы преодолеть одиночество, обрел в «соседе» родную душу, — он спасен.

Ст. «Соседка» по структуре напоминает «сюжетную» лирику — его соотносят как с балладным жанром, так и с лирическими народными песнями (прежде всего, т.н. «разбойничьими», «острожными»); не случайно позднее оно фолклоризировалось и вошло в репертуар народных песен литературного происхождения. Фольклорной поэтике близка художественная символика — возникающие здесь символы неволи («клетка», «решетка»), перехода / преодоления («окно»), и наконец, желанной свободы («божии птички», «широкое поле») представлены как предельно обобщенные «знаки» тех лирических ситуаций и душевных состояний, которые переживают герои ст. Особенно характерен символ окра — оно выступает и как воплощение тюремной неволи («с двойною решеткой окно»), но оно же дарует герою возможность видеть «соседку» («У окна лишь поутру я сяду, / Волю дам ненасытному взгляду… / Вот напротив окошечко: стук! / Занавеска подымется вдруг…»), и в мечтах становится окном в свободное существование («Да повесь, чтобы ведать я мог, / На окне полосатый платок…»).

Ст. иллюстрировал С.В. Иванов. Оно было положено на музыку С.Н. Грековым, Г.В. Свиридовым [16].

Лит.: 1) Вацуро В.Э. М.Ю. Лермонтов // Русская литература и фольклор. — Л.: АН СССР, 1976. — С. 245–247; 2) Виноградов Г. Произведения Лермонтова в народно-поэтическом обиходе // ЛН. — Т. 43–44. — С. 372– 373; 3) Висковатый П.А. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. — М.: Типо-лит. Рихтера, 1891. — Т.4. — С.329–330. 4) Дурылин С. Как работал Лермонтов. — М.: Мир, 1934. — С. 52–54; 5) Иконников С.Н. Как работал М.Ю. Лермонтов над стихотворением. — Пенза: Кн. изд-во, 1962. — С. 54–55, 67, 74; 6) Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1973. С. 75–76; 7) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. М.-Л.: Наука, 1964. — С. 147–150, 157; 8) Пумпянский Л.В. Стиховая речь Лермонтова // ЛН. — Т. 43–44. — С. 416; 9) Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж: Воронежский государственный университет, 1973. — С. 110–111; 10) Федоров А.В. Творчество Лермонтова и западные литературы // ЛН. — Т. 43– 44. — С. 197; 11) Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. — М.: Наука, 1975. — С. 29–32; 12) Чистова И.С. Соседка // ЛЭ. — С. 523–524; 13) Чуковский К. Мастерство Некрасова: 3 изд. — М.: ГИХЛ, 1959. — С. 308; 14) Шан-Гирей А.П. М.Ю. Лермонтов // М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. — М.: Художественная литература, 1989. — С. 50; 15)Эйхенбаум Б.М. <Комментарии> // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 5 т. — М.; Л.: Academia, 1935. — Т. 1. — С. 213–214; 16) Лермонтов в музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова