«СОВЕТ» (1830).

Автограф хранится ИРЛИ, оп. 1, № 6 (тетрадь VI), лл. 9 об.–10. Первая публикация в Соч. Л. под ред. Висковатова (т. 1, 1889, стр. 87–88).

Юношеское ст. Л., близкое по своему тематическому и эмоциональному содержанию пушкинскому «Если жизнь тебя обманет…» (1825). В ст. Л. дается универсальная формула жизни — нужно принимать ее со всеми тревогами и не растрачивать душевный покой на суету, неверных людей, тягостные события («Если, друг, тебе сгрустнется, / Ты не дуйся, не сердись: / Все с годами пронесется — / Улыбнись и разгрустись» [I; 94]). Человеческое существование мимолетно, необходимо ценить то хорошее, что дается свыше, и спокойно принимать все плохое («Нектар пей часов веселых; / А печаль сама придет» [I; 94]). В ст. Л. касается как ровного приятия поступков других людей, которые человек не может изменить («Дев измены молодые / И неверный путь честей / И мгновенья скуки злые / Стоят ли тоски твоей?» [I; 94]), так и его собственного отношения к окружающим («И, людей не презирая, / Не берись учить других; / Лучшим быть не вображая, / Скоро ты полюбишь их» [I; 94]). Смирив свой ум, человек должен смирить и сердце, отказавшись от суетных эмоций: «Сердце глупое творенье, / Но и с сердцем можно жить, / И безумное волненье / Можно также укротить…» [I; 94]. В противном случае он, закрывшись в своих бедах и скорбях, может не понять, что уже достиг счастья: «Беден! кто, судьбы в ненастье / Все надежды испытав, / Наконец находит счастье, / Чувство счастья потеряв» [I; 94]. Ст. проникнуто покоем и принятием жизни. Работая над ст., Л. старался избегать ярких эмоциональных оценок, тем самым делая акцент на важность гармоничного, спокойного восприятия реальности. Так, в варианте ст. четырнадцатая строка — «Не берись учить дурных» [I; 331], в окончательной редакции — «Не берись учить других…» [I; 94]. Интересна правка Л. двадцать первой строки. В варианте — «Беден! кто средь бурь ненастья» [I; 331]. В беловом автографе сделан акцент на то, что все беды и радости предначертаны человеку, посланы ему как испытания, поэтому вместо слов «бурь ненастья» — стихийных бед, внезапно обрушивающихся на свою жертву, Л. использует слова «судьбы в ненастья» («Беден! кто, судьбы в ненастье…» [I; 94]). Это подчеркивает то, что все происходящее с человеком не случайно, а ниспослано божественной властью или судьбой. Спокойное, философское принятие всего, что происходит, понимание своих поступков и эмоций — вот залог обретения счастливой жизни.

Лит.: 1) Кирпотин В.Я. Политические мотивы в творчестве Лермонтова. — М.: Соцэкгиз, 1939. — С. 5–6; 2) Кирпотин В.Я. «Неведомый избранник» // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 9–10; 3) Н.М. Совет // ЛЭ. — С. 514.

Н.В. Михаленко