«СПЕША НА СЕВЕР ИЗ ДАЛЕКА…» (1837).

Автограф — ГИМ, ф. 445, № 227-а (тетр. Чертковской б-ки), л. 44. Впервые опубликовано: сб. «Вчера и сегодня», кн. 1, СПБ, 1845, с. 93–94, под назв. «Казбеку», с цензурными пропусками и неточностями.

Центральный в ст. образ Казбека вписывается в своеобразный «цикл» Л. (строки, посвященные Казбеку, были у поэта и в поэме «Измаил-Бей», и в посвящении поэмы «Аул Бастунджи»); авторское символико-аллегорическое его осмысление перекликается с гораздо более устойчивыми традициями, как литературными, так и фольклорно-мифологическими. Гора — один из самых древних символов связи земного и небесного мира (ср. мифологему т.н. «мировой горы» у многих народов). Гора находится в центре мира, как его своеобразная «ось»; она подобна человеку (исполин, стоящий ногами на земле, а головой касающийся небес), но, в отличие от земных, человеческих страстей и страданий погружена в абсолютный покой и в этом смысле предстает своеобразным «пределом» земного существования.

В ст. Л. Казбек антропоморфизирован (ср. ст. «Два великана», «Спор»), но, в отличие от обычных людей, этот «страж востока» — истинный исполин, предназначенье которого на земле — быть своеобразной «ступенью» на пути человека от земли к Небесам (в построенном на восточной символике тексте он обозначается как путь «к престолу вечному Аллы»). Казбек наделен таинственной властью над судьбами людей; обращая к нему мольбу, лирический герой стремится обрести спокойствие, он чувствует, как, словно поднимаясь по горному склону, его молитва достигает Божьего престола.

Композиция фрагмента ст., представляющего собой обращенную к Казбеку (а значит, к небесам) мольбу, строится на основе приема градации (структурно соотносимого с образом восхождения в горах), и наиболее ярким, взволнованным, важным с точки зрения развития лирического чувства оказывается его своеобразная «вершина» — воспоминание о родине и мысль о том, останется ли там родная душа, сохранится ли память о давно скитающемся на чужбине страннике. Возникающий в финале мотив смерти («О если так! Своей метелью, / Казбек, засыпь меня скорей / И прах бездомный по ущелью / Без сожаления развей» [II; 104]) перекликается со многими ст. последних лет Л., бывшими своеобразным «пророчеством» поэта о собственной судьбе. Своеобразие его решения здесь — в большем драматизме: лирический герой не просто предчувствует смерть, он с ужасом представляет собой одиночество и забвенье, и молит о смерти, будучи не в силах существовать «среди могил холодных». Исследователи нередко видели в ст. «декабристские» интонации; однако, по-видимому, в лермонтовском произведении преобладала не столько гражданская, сколько именно медитативно-философская тональность.

Комментаторы Л. М. Лонгинов, П. Висковатый, П. Ефремов, Д. Абрамович по-разному толковали вопрос и об авторстве Л. двух последних строк ст., которые будто бы были вписаны в автограф поэта позднее и не его рукой. В ЛЭ текст оценивается как целиком принадлежащий Л. [6; 524–525].

Ст. иллюстрировали художники Н.Н. Дубовский, А.А. Киселев, А.В. Кокорин. Оно было положено на музыку композитором Ю. Балкашиной [16].

Лит.: 1) Абрамович Г. Л. Трагедийная тема в творчестве Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1964. — С. 61–62; 2) Абрамович Д.И. <Комментарии> // Лермонтов М.Ю. Сочинения / под ред. Д. И. Абрамовича, т. 2, с. 471; 3) Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. — М.: Художественная литература, 1967. — С. 267; 4) Висковатов П.А. <Комментарий> // Лермонтов М.Ю. Сочинения / под ред. П.А. Висковатова. — СПб.: Типо-лит. Рихтера, 1891. — Т. 1. — С. 371; 5) Гинцбург Д.Г. О русском стихосложении. — Пг., 1915. — С. 154–155; 6) Динесман Т.Г. Спеша на Север из далека // ЛЭ. — С. 524–525; 7) Ефремов П.А. <Комментарий> // Лермонтов М.Ю. Сочинения / под ред. П. А. Ефремова. — СПб.: Новое время, 1880. — Т. 1. — С. 614–615; 8) Здобнов Н.В. Новые цензурные материалы о Лермонтове // Красная новь, 1939. — № 10–11. — С. 264; 9) Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова: 2-е из. — М.; Л.: Наука, 1964. — С. 100–101; 10) Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. — М.; Л.: Просвещение, 1964. — С. 89; 11) НайдичЭ. Э. Лермонтов и декабристы // Проблемы метода и жанра. Вып. 3. — Томск: Томскй ГУ, 1976. — С. 117–123; 12) Семенов Л.Н. Лермонтов на Кавказе. — Пятигорск: Книжное изд-во, 1939. — С. 76, 169; 13) Соколов А.Н. Художественный образ в лирике Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Просвещение, 1964. — С. 195; 14) Топоров В.Н. Гора // Мифы народов мира. — М.: Мир книги, 2000. — Т. 1. — С. 311–315; 15) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. – М.; Л.: АН СССР, 1961. — С. 77–78; 16) Лермонтов в музыке: Справочник // Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.А. Алпатова