«СВИДАНЬЕ» (1841).

Автограф ст., написанного Л. в записной книжке, подаренной В.Ф. Одоевским, хранится в РНБ (собр. рукописей Л., № 12, лл. 9 об. — 10 об.). Черновой автограф, сделанный карандашом с другого конца записной книжки хранится также в РНБ (собр. рукописей Л., № 12 лл. 16 об. — 18, лл. 8 об. — 10). Впервые опубликовано в журнале «Отеч. зап.» (1844, т. 32, № 2, отд. I, стр. 198–200).

Красочные кавказские пейзажи, зарисовки природы несомненно указывают на то, что в ст. отразились впечатления Л. от Тифлиса и поедки по Военно-Грузинской дороге в 1837 г.: «Уж за горой дремучею / Погас вечерний луч, / Едва струей гремучею / Сверкает жаркий ключ; / Сады благоуханием / Наполнились живым, / Тифлис объят молчанием, / В ущельи мгла и дым» [II; 204]. Написанное в традиции А.С. Пушкина («Черная шаль») ст. по своему стилю близко к новелле или балладе, И.Б. Роднянская определяет его жанр как «новелла-песня» [4]. Ст. было высоко оценено В.Г Белинским, в статье 1844 г. «Стихотворения М. Лермонтова» он писал: «„Сон“, „Тамара“, „Утес“, „Выхожу один я на дорогу“, „Морская царевна“, „Из-под таинственной, холодной полумаски“, „Дубовый листок оторвался от ветки родимой“, „Нет, не тебя так пылко я люблю“, „Не плачь, не плачь, мое дитя“, „Пророк“, „Свидание“, — одиннадцать пьес, все высокого, хотя и не равного достоинства, потому что „Тамара“, „Выхожу один я на дорогу“ и „Пророк“, даже и между сочинениями Лермонтова, принадлежат к блестящим исключениям» [2].

Ведущееся одновременно с развивающимися событиями авторское повествование, частые описания и смена дальних и ближних планов в них позволяют сближать ст. с лермонтовской прозой, провести параллели с близким к кавказским повестям А.А. Бестужева-Марлинского наброска «Я в Тифлисе у Петр. Г…» (1837).

По аналогии с «Восточными стихотворениями» В.Гюго, Л. мог включить ст. «Сон» вместе с балладами «Тамара» и «Спор» в лирический цикл «Восток».

Ст. положено на музыку В.М. Ивановым-Корсунским и В.И. Ребиковым (только первая строфа). Отзвуки «Свиданья» имеются в стихах А.А. Фета, Ап. Григорьева, Я.П. Полонского («Затворница», «У двери») [6].

Лит.: 1) Андронников И.Л. Комментарий к стихотворению «Свиданье» // Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4-х т. — М.: Худ. лит., 1964 — Т. 1. — С. 597; 2) Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. — Т.V.: Статьи, рецензии и заметки. Апрель 1842 — ноябрь 1843. — С. 360; 3) Гинзбург Л.Я. О лирике. — Л.: Наука, 1974. — С. 153–71; 4) Роднянская И.Б. Свиданье // ЛЭ. — С. 500; 5) Эйхенбаум Б.М. Комментарий к стихотворению «Свиданье» // Лермонтов М.Ю. Стихотворения. — Л.: Наука, 1940. — С. 334; 6) Лермонтов в Музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

К.А. Поташова