«ТЕБЕ, КАВКАЗ, СУРОВЫЙ ЦАРЬ ЗЕМЛИ…» (I). (не ранее 1832 г., возм. 1838?).
Автограф (без загл.) хранится в частном собр. в Москве [ЛН, т. 43–44, с. 17]. Список хранится в ИРЛИ (оп. 2, № 32). Первая публикация в сб. «Молодик на 1844 год», позднее как посвящение к поэме «Демон» в «Современнике» за 1855 г. В академическом издании Л. высказано предположение, что ст., «судя по почерку и содержанию, относится к последним годам жизни Л. 1838–41» [II; 369]. Л.М. Аринштейн убедительно уточняет датировку: «по содержанию и почерку не ранее 1838 г., а по положению в рукописи Гос. архива Арм. ССР, относящейся к 1838 (И. Андроников), не позже того же года» [1]. Вопрос о датировке не может быть закрыт, т.к. первая строфа практически полностью совпадает с «Посвящением» к поэме «Аул-Бастунджи». Судя по отточенности формы и оформленности мысли стихотворение написано после одноименного «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…» (II) и являет собой вариант работы над предыдущим текстом. Стихотворение состоит из трёх октав, в которых рифмуются 135 и 246, 78 строки. Строфика совпадает с поэмой Л. «Аул-Бастунджи», две первые октавы даже текстуально дублируют стихи поэмы.
Первая октава, в которой доминирует настоящее грамматическое время, содержит лирическое обращение к Кавказу, которое, традиционно для лермонтовских стихотворений кавказской тематики, снабжается оригинальной парафразой:«Тебе Кавказ, суровый царь земли!»[II; 233]. Сравнение-метаморфоза, с помощью которой поэт выстраивает «родственные отношения» между Кавказом и своим поэтическим даром, определяет центральный мотив ст. – лирическое чувство возникающее при виде Кавказских гор. Вторая октава построена на воспоминании о днях детства поэта, проведенных на Кавказе, когда он почувствовал своё сродство с вольной природной стихией, ощутил устремлённость горного ландшафта к Небу. Яркие метафоры, как например, в выражении «Там ветер машет вольными крылами» ведут за собой новые реалистические образы: «Там ночевать слетаются орлы», которые уже предугадываются в предыдущих строчках, даря читателю радость узнавания, встречи того, к чему он подготовлен. В этой встрече нет стёртости привычного явления благодаря дальнейшему глубоко личному и яркому движению поэтической мысли: «Я в гости к ним летал мечтой послушной / И сердцем был – товарищ их воздушный» [II; 233].Читатель приобщается к самому процессу творчества, «Я» лирического героя уже становится «Я» читателя, который обогащён лирическим опытом автора. Мысль и воображение читателя на протяжении всего ст. движется вместе со стихом поэта, преодоление ограниченности читательского «здесь» происходит за счёт сближения автора, который тоже «здесь», но способен быть одновременно и «там». Авторский кенозис («Еще ребенком, робкими шагами») контрастирует с его вольными, смелыми действиями и мечтаниями о высоте, создавая ощущения преодолимости любых препятствий, высочайшего духовного потенциала человека. Читатель также приобретает опыт свободы и силы духа, связанного с преодолением ограниченности человека в своей телесной и душевной слабости. Третья октава включает в себя близкое прошлое и настоящее. Поэт передаёт свои впечатления от новой встречи с Кавказом: И вновь меня меж скал своих ты встретил. «Как некогда ребёнку твой привет Изгнаннику был радостен и светел» [II; 233]. Л. акцентирует ощущение молодости души, связанное с пребыванием на Кавказе, и поэтическим настроением. Последний дистих произведения: «И ныне здесь, в полуночном краю, / Всё о тебе мечтаю и пою» [II; 233] – замыкает кольцевую композицию ст., вновь обращаясь к теме творчества и включаясь в смысловое созвучие с последним стихом первой октавы: «На севере в стране тебе чужой / Я сердцем твой – всегда и всюду твой» [II; 233].
В ст. утверждается мысль о возвышенной природе поэтического творчества, его непосредственной связи с чувством свободы, которая особенно остро ощущается при пребывании человека в горном ландшафте, который является природным образом связи земли и неба.
Лит.: 1) Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. – М.: Худ. лит., 1967. – С. 602–603; 2) Аринштейн Л.М. «Тебе, Кавказ, суровый царь земли» (I) // ЛЭ.– С. 574; 3) Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. – М.: Наука, 1964. – С. 477, 484, 486, 487; 4) Эйхенбаум Б.М. Литературная позиция Лермонтова // ЛН. – Т. 43–44. – С. 17, 24.
И.А. Киселева