«ТУЧИ» (1840).
Автограф не сохранился. Копия (под заглавием «Тучки») — РГАЛИ; ф. 276, оп. 1, № 71. Впервые опубликовано в прижизненном сборнике 1840 г.
Одно из последних ст. поэта. Написано, по свидетельству В.А. Соллогуба (в передаче П.А. Висковатова) в доме Карамзиных, в день отъезда Л. на Кавказ во вторую ссылку за дуэль с сыном французского посланника де Барантом (апр. 1840 г.).
Событие, послужившее поводом для написания ст., отмечено П.А. Висковатовым, который ссылается на свидетельство В.А. Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение: “Тучки небесные, вечные странники!..”. Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…» [2; 338].
Используя прием контрастного сопоставления (параллелизма), Л. нагляднее передает свою драму «изгнанника», преследуемого все теми же палачами «Свободы, Гения и Славы», которых он гневно обличал в 1837 г. в связи с гибелью А.С. Пушкина.
Последующие годы внесли, однако, существенные коррективы в осмысление личной драмы поэта в условиях общественного антагонизма 40-х гг. ХIХ в. Важное значение приобретает теперь не столько утрата свободы как таковой, сколько смена условий ее реализации. Вне родины свобода в глазах поэта теряет свою значимость и в принципе невозможна, как невозможны страдания «тучек небесных», поскольку они «вечно холодные, вечно свободные». Но свобода «тучек» условна. Она реализуется чисто физически, что равнозначно нейтральности, при которой исключается возможность ее осознания, а значит, и фактическое наличие.
Истинная же свобода по смыслу ст. Л. не может проявить себя вне «страсти», вне нравственных ощущений и задач, поскольку в таком случае она теряет не только возможность своей реализации, но и причинную необходимость. Это можно рассматривать как открытие Л., т.к. до него (во всяком случае, в России) еще никто так очевидно не связывал свободу человека с внутренними потребностями его общественного и личного развития.
С появлением этого ст. Л. можно говорить о закреплении среди наиболее активных представителей русского общества понятий о свободе как деятельном состоянии, неотделимом от благополучия народа и Отчизны в целом.
Лит.: 1) Роднянская И.Б. «Тучи» // ЛЭ. — С. 585; 2) Сочинения М.Ю. Лермонтова. Под ред. П.А. Висковатого. Т. 1–6. — М.: Типо-лит. Рихтера, 1889–91. — Т. 6.
Л.И. Шевцова