«1830 МАЙЯ 16 ЧИСЛО». (1830).
Авт.хранится в ИРЛИ, оп. 1, № 6. (тетр. VI), л. 31 об. Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), лл. 6 об. — 7, под загол.: «1830 года маия 16 дня». Вп. были опубл. нач. шесть стр. в Соч. под ред. П.А. Ефремова (т. 2., 1887, С. 89) под загл. «Предчувствие (Отрывок)». Полн. в Соч. под ред. П.А. Висковатова (т.1, 1889, С.112) и журн. «Сев. вестник» за 1889 г., (№ 8, С. 4–5).
Ст. предст. собой «филос. медитац., предмет кот. — размышления о посмертн. судьбе поэтич. творч.» [1; 586]. Трагизм смерти, размышления о кот. у Л. «несут отпечаток религиозных концепций» [I; 132], рассм. поэт. как самостоят. существ. в потусторон. мире, где душа жажд. обрести «место к вечн. покою» [I; 132]. Страха перед неизбежн. смерти у Л. нет, он боится раств. в бесконечн. посмертн. бытия. Смерть остается таинствен. переходом в загробн. мир, но Л. волн. не св. посмертн. судьба, а таинство сам. жизни, осознан. себя как венцом Божьего творения, так и творцом поэтич. реальн. Жизнь в эт. контек. приобрет. особ. аксиол. значим. как путь духовно–нравств. и творч. самореализац. Творч. как причастие Божеств. жизни не должно «исчезнуть совершенно»: поэт хочет оставить в земн. бытии св. «труд вдохновенный». Обращ. к Творцу всего сущего с вопросами, на кот. поэт — «страдалец» не м. найти ответа, т. к. «нет в душе довольно власти», заверш. неизбежн. признанием чувств. обаяния страданий земн. бытия: «Люблю мучения земли» [I; 132]. Дихотомия неба и земли, реализуем. в индивид. опыте пережив. физич. смерти как онтологич. перехода из земн. мира в небесн., не порождают у поэта. страха богооставленности: «влечение к земн. страстям пережив. и осозн. Л. как одновр. право и слабость «высок. души», неспособн. отрешиться от земн. ценностей» [1; 586]. В фин. ст. христ. танатологич. семантика, кот. им. «раздумья Л. о посмертн. скитаниях», преобраз. «в мотив утвержд. земн. жизни» [1, 586]. Т.о., романт. антитеза неба и земли, явл. в ран. творч., приобр. форму лейтмотива.
Лит.:1)Аринштейн Л. А. «1830. Маия.16 число» // ЛЭ. — С. 586; 2)Асмус В. Круг идей Лерм // ЛН. — М.: Изд. АН СССР, 1941. — Т. 43– 44. т.I — С. 83–128; 3)Абрамович Н. Я. Смерть и художники слова// Смерть. Альм. — СПб., 1910. — С. 209–284; 4)Бороздин А.К. Характерист. поэз. Лерм. — СПб.: Типогр. д-ра А.Л. Эбермана, 1891. — 17 с.; 5) Будущ. загр. жизнь на основ. Свящ. Писан. и уч. Св. отц. СвятоТроицк. С. Л., 1996. — 125 с.; 6) Зырянов О.В. Концепт «покой» в лир. М.Ю. Лерм.: (Фрагм. индив. поэтич. мифол.) //М.Ю. Лерм. Пробл. изуч. и препод.: Межвуз. сб. науч. тр. — Ставрополь, 1997. — С.123–129; 7) Кедров К.А. Мотивы (Смерть) //ЛЭ. — С.310–311; 8) Котельников В.А. «Покой» в религ.- филос. и худож. конт.//Рус. лит., 1994. — № 1. — С. 3–41; 9) Он же. Правосл. подвижн. и рус. лит. На пути к Оптиной. М., 2002. — 384 с.; 10)Косяков Г.В. Пробл. см. и бессм.. в лир. М.Ю. Л. Дис… канд. филол. н. Омск, 2000.– 197 с.; 11)Красильников Р.Л. Танатолог. мот. в худ лит. Автореф. д — ра филол. н. — М., 2011. — 54 с.; 12) Красильников Р.Л. Типол. танатологич. мотивов в лит. // Филол. науки. — 2009. — №6. — С. 11–20; 13)Он же. Танатологич. мотивы в худ. творч.: эстетич. аспект. М.; Вологда, 2010. — 160 с.; 14)Лотман Ю.М. Смерть. как пробл. сюжета // Лотм. Ю.М. и тарт.-моск. семиот. шк. — М., 1994 — С. 417–430; 15) илевская Н.И. Мотив «сна» «смерти» в ран. творч. М.Ю. Лерм. // М.Ю. Лерм.. Пробл. изуч. и препод.: Межвуз. сб. науч. тр. — Ставрополь, 1996. — С. 36–54; 16) Рашидов С.Ф. Смысл жизни и страх смерти как обнаруж. феном. самосознан // Фигуры Танатоса. Симв. смерти в культ. — СПб., 1991. — С. 39–46; 17) Смирнова Н.В. Мотив смерти в худ. сист. лир. М.Ю. Лерм.//Вестн. Удмуртск. ун-та, 1993. — № 4. — С.75–77; 18) Трубников Н.Н. Пробл. см., врем. и цели чел. жизни//Филос. наук. — 1990. — № 2. — С. 104– 115; 19) Харт Ниббриг К.Л. Эстет. смерти. СПб.: Изд-во Ив. Лимбаха, 2005. — 424 с.; 20) Шапошникова В.В., Шишлова С.Н. Словообр. душа в лир. М.Ю. Лерм.//Рус. яз. в шк., 1997. — № 1. — С. 67–70.
О.В. Сахарова