«1831-го ЯНВАРЯ» (1831).

Авт. не известен. Вп. опубл. в журн. «Сев. Вестник» за 1889г. (№ 1, отд. I, С. 15). Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21 (тетр. XX), л. 27. Вт. копия (сдел. А. Закревским 15-го авг. 1831г.) — ИРЛИ, ф, 244, оп. 1, № 124 (альб. Ю. Н.Бартенева), л. 180.

Юношеск. ст., характеризующееся «стремлением к точному хронологическому определению описываемых событий или размышлений» [11; 588]. Лейтмотивом произ. является отрицание светской толпы, приобретающей «отчетливо выраженнный философский характер» [11; 587]. Л. герой трепетно вслушивается в «бытия земного звуки» с целью познания высших тайн бытия, вибрацию кот. он ощущает., видя перед собой «веков протекших великаны» [I; 175]. Романтическое противостояние героя, душа кот. полна «чувствами живыми» и светской толпы, обманчивой и лживой, принимает глубоко личный характер, что предельно обостряет трагическое звучание мотива одиночества среди людей в пустыне жизни. Однако значение произв. не сводится только к обличению светского общества. Тема творчества рассматривается глубоко и многозначно: поэт, размышляя «над бездной смерти роковой» о себе и своем месте в мире, в контексте человеческой судьбы не находит идеальных тем для своего творчества ни в настоящем, ни в прошлом. Нежелание вспоминать «людей и муки», жизнь в маскарадной изменчивости светской суеты, страх оглянуться назад («Страшуся поглядеть назад» [I; 175] ) становится знаком духовного борения личности с цинично лицемерным окружением: «мучительная для героя решимость разрыва с миром земли «наглядно» выражена в самой поэтической организации восьмистрочной 2-й строфы — усиленно трехкратным нагнетанием анафор («где» и «чтоб») и двукратное, тоже анафорическое отрицание («не замешались», «не вспомнил») [11; 587–588]. Лирический герой Л. уходит от толпы и замыкается в себе, и, не находя «счастья без обмана», тяготится своим мучительным одиночеством, кот. противопоставляет его обществу и даже всему миру, и вызывает страдания от невозможности разрешить этот романтический конфликт. Однако поэт полон решимости обрести утраченную цельность мировосприятия не в соединении со светом, «где носит все печать проклятья», а в рефлексирующем диалоге с собой. Т.о., тема поэта и поэзии, нашла свое глубокое философское отражение в лирике Л., у кот. ощущение трагического одиночества и духовно — нравственного разлада с миром соотносится с внутренней свободой поэтического творчества — выражением полноты жизни и счастья, где он стремится к обретению единства конечного и бесконечного.

Лит.: 1)Бурцева Е.А. Субъективный. пафос в лирике М.Ю. Лермонтова. 1837–1841 гг. (Проблемы поэтики). Автореф. дис…. канд. филол. наук. Самара, 2000. — 19 с.; 2)Богданович О.В. Эволюция темы творчества в русской лирике перв. трети XX века (В.Я. Брюсов, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак). Автореф. дис… канд. филол. наук. Магнитогорск, 2008. — 21 с.; 3)Бельская Л.Л. Мотив одиночества в рус. поэзии.: от Лермонтова. до Маяковского// Русская речь, 2001. №5. — С. 47–53. Оконч.: Русс. речь. 2001. — №6. — С. 3–8; 4)Вацуро В.Э. Ранняя лирика Лермонтова и поэтическая традиция 20-х гг. // Русская литература. — 1964. — № 3. — С. 46–49; 5)Гуревич А. М. «Земное» и «небесное» в лирике Лермонтова //Известия АН СССР. Серия литература и язык. — 1981. — № 4. — С. 303–311; 6)Злочевская А. Загадки и парадоксы лирического «я» в поэзии М.Ю. Лермонтова// Литература. — Первое сентября. — 2008. — № 9. — С. 42–46; 7)Кузнецова А.В. Лирический универсум М.Ю. Лермонтова.: семант. и поэтика. Дис. д. — ра филол. наук — Ростов Н/Д, 2003. — 458 с.; 8)Кузнецова А.В. Концепт счастье в семантическом пространстве лирической поэзии М.Ю. Лермонтова.//Русская словесность. — 2003. — №7. — С. 28–32.; 9)Лебедев Ю.В. «Звезды и небо!– а я человек!» ==[К 190-летию со дня рожд. М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. — 2004. — №3. — С. 2–9; 10)Липич В.В. Пушкинская и лермонтовская разновидности русского романтизма в их художественно — эстетическом своеобразии. Дис…. д-ра филол. н. — М., 2005 — 472 c. ; 11) «1831 — го января //ЛЭ. — С. 587–588.

О.В. Сахарова