«УМИРАЮЩИЙ ГЛАДИАТОР» (1836).

Авторизованная копия — ИРЛИ. Оп. 1. Тетрадь XV, л. 9–9 об. Ст. было опубликовано впервые в «Отечественных записках» (без 2 последних строф в стихе 8) (1842, т. 21, № 4, отд. I, с. 378); первая полная публикация — газета «Русь» (1884, № 5, стр. 35–36). Эпиграф к ст. (строки из поэмы Байрона «Чайльд-Гарольд») и год (1836) были вписаны Л. Последние две строфы в рукописи вычеркнуты, что получило несколько вариантов объяснений исследователей: отраженные мысли не были характерны для Л. (Б. Эйхенбаум); поэт исключил строфы с целью сохранения художественного и смыслового единства ст. (В. Кирпотин, С. Шувалов).

Ст. композиционно состоит из 2 частей: 1-я (1–21 строки) — переложение Л. трех строф из 4-й песни поэмы Дж. Байрона «Паломничества Чайльд Гарольда», а 2-я (22–36 строки) — оригинальное авторское произведение.

В ст. Л. образ гладиатора, в сравнении с оригиналом, воплощается более трагически. Поэт четко противопоставляет «буйному Риму» с гремящей ареной «мутный взор» «пронзенного в грудь». Эта антитеза первой строфы получает развитие в «луче воображенья» умирающего: «свободный жизни край», где осталась семья, отец и дети, невозможно далеки от «бесчувственной толпы» «развратного Рима» [II; 75].

3 строфа начинает транслировать авторское отношение к европейской цивилизации и царящим в ней бесчеловечным законам государства и социума.

Образ умирающего гладиатора становится воплощением мироощущения не только лирического героя, но и самого поэта.

Ст. написано в рамках ораторского стиля, который создается посредством эмоциональных и оценочных эпитетов и активного образно-метафорического словоупотребления, а синтаксис определяет интонационно-ритмический рисунок произведения.

Ст. иллюстрировалось многими художниками: Ф.Б. Бронниковым, М.П. Клодтом, В.И. Комаровым, Л.О. Пастернаком, М.И. Пиковым, З. Пичугиным, М. Ушаковым-Поскочиным, Т.Г. Шевченко.

Ст. было положено на музыку П.И. Бларамбергом, С.М. Блуменфельдом, К.Д. Агреневым-Славянским и др. [7].

Лит.: 1) Андреев-Кривич С.А. Всеведенье поэта. — М.: Советская Россия, 1973. — С. 150–152; 2) Кирпотин В.Я. Политические мотивы в творчестве Лермонтова // Кирпотин В.Я. Вершины. Пушкин. Лермонтов. Некрасов. — М.: Соцэкгиз, 1939. — С. 5–6; 3 )Пейсахович М.А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М.: Наука, 1964. — С. 481; 4)Шувалов С.В. Мастерство Лермонтова // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Сб. 1. — М.: ОГИЗ, 1941. — С. 260–261, 263, 266; 5) Эйхенбаум Б.М. ‹Комментарии› // Лермонтов М. Ю., Полн. собр. соч.: В 5-ти т.. — М.;Л.: Academia, 1935–1937. — Т. 2. — С. 162–164; 6) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.;Л., 1961. — С. 323–324; 7) Лермонтов в музыке: Справочник. / Сост Л.И. Морозова, Б.М. Розенфельд. —М.: Сов. композитор, 1983.– 176 с.

Т.М. Фадеева