«УНЫЛЫЙ КОЛОКОЛА ЗВОН...» (1830–1831).
Автограф неизв. Копия — ИРЛИ, оп. 1, № 21, т. XX, л. 32 об. – 33. Впервые опубликовано: «Северный вестник». 1889. № 1. С. 11–12.
Элегия «Унылый колокола звон» (1831) относится к философской лирике поэта, размышления о смерти и смысле жизни соотносятся здесь с раздумьями о назначении поэта. Элегический характер ст. задан поэтическим звуковым образом [1].
Ст. делится на три части: в первой части рисуется картина вечернего кладбища, на котором слышен «унылый колокола звон». Этот лирический пейзаж перерастает в изображение души человека, который перед лицом смерти задумывается о прожитой жизни. Отсутствие страха смерти переводит размышление лирического героя Л. в метафизический план: «судьба не умертвит» «деятельный гений» поэта.
Вторая часть ст. посвящена обличению земного мира, в котором таится много искушений для поэта: «хитрая клевета», «скучные наслаждения», «истощительные страсти», «язык ласкателей развратных», «желания, непонятные умам посредственных людей».
Тема непонимания, одиночества поэта перерастает в третьей части в противопоставление «яркого пламени» души поэта «сырой скале», каменному сердцу «холодного слушателя». Эти символические образы соотносятся с библейскими сюжетами: «горящим углем», который Ангел вложил в душу пророка Исайи и евангельской притчей о сеятеле. Анализу холодного восприятия, которое не может увидеть в простом совершенства и не может оценить прекрасное, ограниченное земным миром, Л. противопоставляет модель мира поэта, который желает вобрать в себя «всю природу» и «купить страданьем» «божественной души безбрежную свободу». Бессмертие обретает поэт, который способен к победе над земным, на страдание, на несение креста.
Лит.: 1) Пейсахович М. А. Строфика Лермонтова // Творчество М.Ю. Лермонтова. — М., 1964. — С. 448; 2) Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. — М.; Л., 1961. — С. 337.
Е.А. Федорова (Гаричева)